Автомобильный портал - Retrovaz

Упряжь для рабочих лошадей — основные элементы. Конная упряжь: из чего состоит сбруя и снаряжение Ремни сбруи гужевой лошади

В далекие времена, когда человек только приручал лошадь, он не пользовался никакими подручными средствами, кроме узды. Времена менялись, навыки совершенствовались, и постепенно арсенал приспособлений для верховой езды значительно обогатился. Каталог снаряжения современного жокея привел бы в неописуемый восторг любого доисторического всадника. Лошадь, как и человек, может похвастаться большим гардеробом. Только амуниция для лошадей более функциональна, нежели у людей, и каждый предмет имеет сугубо утилитарное значение.

Уздечка, мартингал, седло, попона, разнообразные аксессуары – за этими экзотическими названиями стоят вполне знакомые каждому с детства изделия. Всю амуницию условно разделяется на 3 группы: защитные приспособления, устройства для управления и снаряжение, гарантирующее комфортное положение наездника в седле.

Снаряжение для скакунов обладает мощной базой всевозможных деталей. На первый взгляд для обычного променада хватит качественной уздечки и удобного седла. И все же, это занятие напрямую сопряжено с риском получить травмы, поэтому очень важно максимально обезопасить себя и продумать все до мелочей.

В современном коневодстве выделяют «доспехи» для тренинга, дорожную и предохранительную амуницию. Необходимо осознавать, что, например, оснащение для обучения используется только на прекрасно объезженной и спокойной лошади, а остальные вспомогательные средства заточены на то, чтобы корректировать нрав животного.

Снаряжение для управления лошадью

Наиболее важные компоненты для координации действий лошади — уздечка и удила. Это тот фундамент, с помощью которого всадник осуществляет основные команды, показывает курс и порой даже усмиряет строптивое четвероногое. В комбинации с шенкелем, голосовыми сигналами, изменениями позиции корпуса, они и являются тем самым рычагом, способным подчинить себе непокорное животное.

Уздечка и удила — важнейшая составляющая амуниции

Удила

Для управления наездник использует физиологические особенности конской челюсти. Для его десны характерны прорехи, не заполненные зубами, именно туда и помещаются удила. Они сконструированы из 2 металлических колец и грызла, за счет которых происходит управление передней частью животного, позволяющее замедлять движение или давать команду полной остановки. Грызло оказывает давление на язык, губы и всю челюсть в целом.

Производят удила преимущественно из железа, меди, стали, и других металлов. Удила, выполненные из металла, называют трензелем. Он крепится к узде и ремням за кольца и дифференцируется между собой по расстоянию между кольцами: от 12 до 14 см.

Не так давно наметилась тенденция использовать резиновые удила, которые являются более щадящими и отлично подходят для лошадей с чувствительными зубами.

Очень важно, чтобы удила подходили по размеру, и животное безропотно на них реагировало, особенно на вкус. Лошадь должна их жевать с наслаждением. Во время этого процесса возникает нервный импульс, переходящий в язычно-грудинную мышцу и способствующий ее расслаблению.

Трензель желательно выбирать индивидуально под лошадь, поскольку он бывает различной формы и строгости. Не следует его покупать только из-за внешних характеристик. Этот предмет помещается в рот лошади, и в случае несоответствия может причинять животному не только дискомфорт, но и сильную боль. Лучшим вариантом будет максимально мягкий трензель: чем тоньше грызло, тем строже должен быть трензель.

Уздечка

На практике используются уздечки с самым разнообразным целевым назначением. Но основная функция кожаных ремней, составляющих ее основу — придерживать удила. Главные ее компоненты — удила и повод, дают наезднику возможность осуществлять передачу сигналов скакуну.

Основные разновидности уздечек :

Вид Особенности устройства Область применения
Трензельная уздечка В этой разновидности переносной ремень можно не использовать, а вот применение трензеля – обязательно. Используется всех типах верховой езды, но особенной популярностью пользуется во время тренировки лошадей. Причем она подходит для любого этапа – как для начального, так и завершающего.
Мундштучное оголовье Дает возможность пользоваться двумя видами удил и поводьев, что позволяет давать животному более четкие команды. Выездка.
Для пробегов Комбинация стандартной узды и недоуздка. Повод и нащечные ремни легко отстегиваются. В случае необходимости есть возможность пристегнуть повод к переносному ремню, что значительно упрощает процесс езды и избавляет животного от чрезмерного давления. Долгосрочные походы.
Хакамора Оголовье без удил, не предполагает использование железа. Это устройство надевается на ямку на подбородке, переносицу и затылок. Его преимущество в том, что оно не воздействует на рот животного. Заездка молодых скакунов, тренинг, длительные верховые работы. Активно используется в ситуациях, когда животное имеет травму ротовой полости.

Как правильно надеть уздечку

Надевать следует с левой стороны животного:

  • расстегните ремни;
  • успокойте животное и возьмите уздечку в левую руку, а повод в правую;
  • в правую руку следует поместить нос лошади, повод при этом расположить на шее;
  • с помощью левой руки плотно приложить к губам железо, мягко и аккуратно стараясь поместить его в рот. В качестве компенсации за причиненные неудобства можно угостить животное кусочком сахара;
  • поднимите уздечку вверх правой рукой и наденьте затылочный ремень;
  • застегните подбородный ремень, оставляя пространство между ремнем и головой животного;
  • застегните капсюль.

Недоуздок

Он выглядит как уздечка без удил. Используется недоуздок преимущественно для вывода животных из загона и седловки, также с его помощью удобно держать лошадь на привязи. Во время этих манипуляций в конюшнях к нему крепятся ремни - так называемые развязки, которые помогают зафиксировать скакуна в ровной позиции. Он располагается на голове животного и применяется в комбинации с чумбуром.

Производят их из кожи или плотной тесемки. Существует и отдельная разновидность, сконструированная специально для праздничных демонстраций. Она отличается яркой окраской, применением декоративных материалов и использованием всевозможных украшений.

Поводья

Повод представляет собой кожаный ремень, пристегнутый к кольцам удил и дающий возможность контактировать наезднику с лошадиным ртом. Он предназначен для координации передней части корпуса животного и является одним из главных средств для управления скакуном. С его помощью можно задать направление движения, остановить лошадь или заставить сбавить темп. Также он позволяет регулировать положение головы и шеи животного.

Поводья — главное средство управления лошадью

Мартингал

Чтобы не позволить скакуну высоко запрокидывать голову, был сконструирован мартингал. Эти дополнительные поводья являются очень важной деталью, поскольку лошадь затылком может нанести ущерб здоровью наездника и травмировать его. Одной стороной он фиксируется к подпруге, а в области грудной клетки расходится на 2 ремня с кольцами, через которые продевается повод. Эта конструкция позволяет фиксировать голову животного в необходимой позиции.

Шамбон

Это продолговатый ремень из разновидностей развязок, который фиксируется на голову коня с целью закрепить нужную позицию головы во время тренировки. Он пристегивается к подпруге и трензелю, проходя под ремнем, расположенным в области щек.

Он не сдерживает вытяжение шеи, в отличие от мартингала, а всего лишь дает возможность убрать чрезмерную нагрузку с поверхности спины животного. Главная сфера его использования — выездка лошадей.

Шамбон позволяет снизить нагрузку на лошадь

Седло

Это приспособление предохраняет спину коня. Уровень комфорта наездника находится на втором месте по значимости. Удивительно, но без использования седла на корпус лошади приходится большее давление, нежели с его применением. Седло позволяет равномерно распределить вес тела по всему корпусу животного. Выбор подходящего седла – важнейший момент при обучении верховой езде. Во время его подгонки следует брать во внимание длину ленчика, высоту холки, и множество других составляющих. Этим объясняется тот факт, что обычно седло делают по индивидуальному заказу.

Одни из самых распространенных типов седел – это:

  • английского типа;
  • азиатского типа;
  • типа вестерн;
  • испанского типа;

Выбор седла зависит, прежде всего, от тех задач, которые вы ставите перед лошадью. Преодоление препятствий, выездка, обычная прогулка – для каждого из этих мероприятий необходимо специальное седло. Выездковое, для конкура или других событий – вариантов существует множество. Следует избегать универсальных и многофункциональных седел – одно седло должно подходить только для одной конкретной цели. Немаловажным моментом является выбор фирмы производителя. Если финансовая ситуация позволяет приобрести качественное седло, обратите внимание на такие фирмы как Hermes, Prestige и Stubben.

Как правило, оно продается без необходимых аксессуаров, поэтому необходимо докупить путлища по длине ног наездника, стремена по размеру стопы и подпругу по объему лошадиной груди. Желательно чтобы стремена были достаточно увесистыми – этот нюанс значительно облегчит верховую езду.

Цены на специальные седла для лошадей

Седло специальное для лошади

Стремена

Они являются составной частью седла и предназначены для фиксации ног наездника, а также сохранения баланса во время езды. Первоначально они выглядели как петли, но были очень некомфортны и опасны. В наши дни их форма может быть самой разнообразной, но главное целевое назначение остается прежним: предоставить упор для ноги.

Хлыст

Второе название этого предмета — стек. Он относится к вспомогательным элементам управления скакуном. Его основная функция заключается в форсировании команды наездника. В официальном конном спорте их применение строго ограничено, иногда даже находится под запретом. Его длина варьируется от 75 до 125 см. Удары позволяется делать только еле ощутимыми похлопываниями.

В целях уменьшения силы воздействия, на его кончике крепится специальная хлопушка. Держать необходимо в правой руке, а находясь верхом на лошади, следует опускать его вертикально.

Цены на товары для конного спорта

Бич

Эта продолговатая плетка, достигающая в длину до 2 м, была задумана в целях «воспитательных» работ, проводимых с лошадью, находящейся в манеже. Она представляет собой деревянную ручку и тетиву, сплетенную из тончайших ремешочков. Как правило, на ее конце делают особый узелок, который издает звук, похожий на щелчок. Он не был придуман с целью избиения животного. Его основная и единственная функция — задать направление.

Зачастую его используют для коррекции поведения строптивых и ленивых скакунов.

Шпоры

Одно из важнейших средств управления верховой лошадью, в которые наездник помещает свои ноги.

Они различаются по длине и конструкции, с их помощью всадник воздействует на бока животного. В наши дни не разрешено применять шпоры, оснащенные колесиком, поскольку ими очень легко травмировать корпус животного.

Защитное снаряжение

Чтобы животное ощущало себя комфортно в любое время года и не подвергалась переохлаждениям, была разработана специальная амуниция. Помимо защиты от погодных условий, она используется с целью предотвращения травм и растяжений.

Попона

Универсальное изобретение, которое дает животному ощущение теплоты и сухости. Активно применяется во время транспортировки лошадей, в конюшне спасает от резкого перепада температур. В основном она производится из согревающей шерстяной ткани. На теле скакуна она фиксируется при помощи застежек.

По своей сути попона представляет собой специальное защитное покрывало, которое используется для обогрева. Поскольку постоянные уходовые процедуры и регулярное мытье снижают у лошади слой защитного жира, она нуждается в дополнительной защите. Любая разновидность попоны производится с учетом особенностей климата и физиологических характеристик скакуна. Разнообразие этих покрывал сравнимо с количеством платьев в шкафу у модницы. Рекомендуется приобрести несколько видов попон на все случаю жизни. Акцент стоит сделать на трех базовых разновидностях: зимний вариант, део-модификация для абсорбции пота и «домашняя» версия для конюшни.

Левадная . Эта разновидность используется в ситуациях, когда необходимо обеспечить лошади сухой режим. Производится из уплотненного синтетического материала, который предотвращает проникновение воздуха и сырости. С другой стороны, эта ткань, благодаря специально разработанной структуре, дает возможность влаге, образовывающейся на поверхности тела животного, выходить наружу, не создавая условий для перегрева.

Ночная . Изготавливается из надежных, прочных тканей со специфической подкладкой. В последнее время популярность набирают материалы, которые не требуют частой стирки. В осенний период она препятствуют образованию подшерстка, который обычно вырастает у животного на зиму. Это очень существенный момент, поскольку чересчур густая шерсть делает уход за животным достаточно проблематичным.

Новозеландская левадная . Относится к отряду тяжеловесных накидок. Производится на основе брезента, а свое название получила благодаря стране, в которой была разработана. Поскольку она довольно тяжелая, для ее фиксации используются специальные ремни.

Ваг и Гладиатор . Сделаны на основе синтетики. Популярны благодаря специфическому покрою: помимо туловища они защищают и шею лошади.

Конюшенная . Разработана для животных, находящихся в денниках. Основная их функция состоит в защите шерсти лошадей от пыли и грязи.

Мелтон . Уютная «пелерина», сделанная из шерсти. Отлично аккумулирует тепло, но благодаря этому свойству имеет довольно тяжелый вес, да и очищать ее достаточно проблематично.

Кроме этих разновидностей бывают водонепроницаемые, специальные попоны от мух, встречаются даже защитные чехлы с отверстиями для глаз и ушей.

Бинты

Для защиты лошадиных конечностей применяют хлопчатобумажные бинты, предохраняющие их от растяжений. В холодное время года они хороши в качестве утепляющего средства.

Во время тренировок применяются трикотажные или креповые бинты, шириной около 8 см. Наматывать их необходимо очень бережно на специальные подкладки. Чтобы обеспечить свободный кровоток, очень важно не пережимать конечности. Также следует не допускать промежутков, в которые может попадать грязь.

Вальтрап

Второе его название – потник, представляет собой подстилку под седло, защищающее спину лошади от наминов.

Как сделать своими руками кордео для лошади

В наши дни это устройство достаточно популярно. Повсеместное использование кордео связано с набирающей обороты тенденцией естественного управления скакуном, которое не предполагает использование уздечки или других вспомогательных средств. Оно представляет собой веревку, которую надевают на лошадь и с ее помощью координируют движение животного.

Самостоятельно его смастерить довольно просто. Добротная бечевка или прочная тесьма, немного усердия — и устройство готово! Самое важное, чтобы оно было достаточно широким. Узкое кордео может время растяжения поранить кожу животного. Следует измерить ширину шеи животного в зоне грудной клетки и приступать к плетению. Можно использовать как технику жгута, так и косички. По окончанию работы следует обжечь концы и завязать на них узлы.

Видео — Как сделать кордео своими руками

Уходовые предметы

Чистоплотность и аккуратность шерсти лошади влияют на качество расширения пор и возможности эффективно выводить излишек тепла.

Когда скакун не занят тренировками, а мирно гуляет на пастбище, применяется ежедневная быстрая чистка. Эта манипуляция проходит при помощи щётки, которая удаляет следы грязи c поверхности тела лошади. Также ежедневно необходимо делать чистку и осмотр копыт.

Тщательная чистка применяется к животному, которое использовалось в рабочих целях. Для начала следует провести обычную чистку щеткой чтобы разогреть лошадь, а затем выполнить скрупулезное очищение, потратив не менее получаса на эту процедуру.

Основные принадлежности:

  • шершавая рукавица для удаления грязи;
  • скребок для очистки щетки;
  • щётка для влажной чистки;
  • губки для очищения слизистых оболочек;
  • щетка для придания блеска;
  • скребок для удаления лишней влаги с шерсти животного;
  • ведро;
  • небольшая кисть, с помощью которой наносят масло на копыта;
  • массажный скребок из резины;
  • крюк для удаления земли и мелких камней с копыт.

С каждым днем арсенал подручных средств пополняется, но перечисленная база остается неизменной.

Цены на щетки для чистки лошадей WAHL

Щетки для чистки лошадей от грязи WAHL

Основные правила пригонки седел

Манипуляции, которые следует произвести во время этого процесса, достаточно энергозатратны.


Видео — Как правильно седлать лошадь?

Амуниция для лошади насчитывает множество устройств и приспособлений. Существуют, например, даже гелевые амортизаторы для уменьшения силы воздействия наездника на круп животного. Лошадь – создание, требующее постоянного ухода и внимания. У заботливого хозяина она всегда будет выглядеть здоровой и ухоженной. А подручные средства защиты помогут в осуществлении этой задачи.

В прежние времена люди активно использовали лошадей для переводки грузов или даже в качестве транспорта. И почти каждый владелец знал, что качество работы во многом зависит от правильно подобранной сбруи.

Неопытные люди, имея в виду «сбруя», говорят «сиделка для лошади», что не совсем корректно. Таким просторечным способом не может называться ни одна деталь из сбруи, так как лошадиная сфера включает в себя множество специальных терминов.

Упряжка лошадей состоит из элементов, которые представляют собой систему ремней, зацепов и специальных приспособлений, которые надеваются на тело животного, чтобы оно могло тянуть (а точнее, толкать) за собой повозку или нести на себе всадника. Если сбруя для лошадей правильно подобрана и умело нанесена на животное, то она будет обеспечивать качественное перемещение повозки, саней на снегу или человека. Неправильная установка компонентов может привести к различным проблемам, включая повреждения лошади или разрыв деталей сбруи.

Сбруя для лошадей

Обратите внимание! Элементы сбруи нуждаются в уходе. По окончании работы упряжь нужно вывесить сушиться в хорошо проветриваемом месте, а перед новым использованием смазать жиром или маслом все ремни.

Строение и виды упряжки

Существует несколько видов сбруи, предназначенных для разных видов работы.

Виды упряжек с хомутом

Русская или дуговая одноконная упряжка

Этот тип упряжки предполагает наличие особой детали - дуги, которая будет действовать для перераспределения нагрузки с плеч коня на весь его корпус. Считается, что такой тип запряжки позволяет перевозить большие грузы одним животным, не позволяя ему сильно устать.

Дуговая одноконная упряжка

В комплект данного вида запряжки входит:

  • хомут;
  • дуга;
  • шлея для лошади;
  • седёлка;
  • чересседельник;
  • уздечка;
  • вожжи.

Основное тягловое усилие распределяется между хомутом и дугой. На крепость и качество этих элементов следует обратить особое внимание. Дуги бывают гнутые из цельного дерева и клеёные. Предпочтение следует отдавать цельной дуге.

Постромочно-дышловая

Данный вид запряжки применялся в старину для телег. Дуга в этой запряжке не использовалась. Два или четыре коня ставились по обе стороны от одной оглобли (дышла) и прицеплялись к ней при помощи системы ремней (постромок).

Постромочно-дышловая упряжка

Участие нескольких лошадей в повозке позволяло животным меньше уставать.

Тачаночная

Упряжка отличается от постромочно-дышловой тем, что по сторонам оглобли кони ставились по две в ряд. В итоге повозку тянули вчетвером.

Тачанки пользовались большой популярностью во время гражданской войны в России. Повозка развивала высокую скорость, позволяя уходить от врага.

Цуг

Утративший актуальность в настоящее время вид упряжки, когда несколько коней (до восьми) ставились друг за другом - цепочкой. Такой тип запряжки не позволял развивать большую скорость и затруднял управление (кнут возницы мог достигать длины нескольких метров).

Виды упряжек с нагрудником

Одноконная бездуговая

Как понятно из названия, в комплектацию упряжи не входит дуга. Такой тип запряжки характерен для стран Европы. Основная нагрузка ложится на хомут или кожаный широкий нагрудник.

Постромочная

Постромочная запряжка

Запряжка, которая исключает использование дуги и оглобель. Их функцию выполняют кожаные постромки. Этот вид запряжки не эффективен из-за того, что при торможении повозка наезжает на лошадь, при движении в сторону угол поворота закладывается слишком большой.

Комбинированная

Система упряжи, включающая элементы дышловой и постромочной запряжек. Она используется при запряжке не менее 6 животных и позволяет максимально эффективно их использовать. В такой запряжке роли коней чётко распределены:

  • коренники - задают направление;
  • выносные - самые сильные особи, несущие основную нагрузку;
  • пристяжные - задают направление поворотов.

Основные детали упряжки

Элементы сбруи:

  • Шлея - ремень, служащий для торможения животного, он крепится к подпруге. Она охватывает коня сзади, не позволяя повозке продвинуться вперёд во время торможения.
  • Седёлка - устанавливается на спину, позади холки. Через неё проходят шлеи.
  • Дуга - деревянное приспособление, которое перераспределяет часть нагрузки с груди на спину животного.
  • Чересседельник - ремешок, протягивающийся от левой оглобли к правой через седелку и живот. Плотно затянутый чересседельник обеспечит прочность всей конструкции.
  • Хомут - элемент, представляющий собой конструкцию из дерева в виде ошейника, который кладётся на плечи коня. Он служит для распределения веса телеги или повозки на шею и плечи. В зависимости от размера грудной клетки животного подбираются разные по величине хомуты. Может включать в себя гужевые мочки для крепления ремней-постромок.

Элементы сбруи

Важно! Правильно подобранный по размеру хомут лежит на плечах лошади. С затянутой супонью (в завязанном состоянии) хомут не должен давить на шею.

  • Супонь - верёвка, которой стягиваются клещи хомута после того, как он надет на лошадь.
  • Ремённые горты (или гужи) - петли из сыромятной кожи или плотной тканевой ленты на клещах хомута, которыми оглобли прикрепляются к хомуту.
  • Подбрюшник - лямка, проходящая под брюхом для прочности запряжки.
  • Поводья (вожжи для лошади) - длинный ремешок, крепящийся к уздечке с двух сторон и находится в руках у кучера. Служит для управления бегом животного.
  • Зга - колечко, за которое крепятся поводья уздечки.
  • Ногавки - кожаные или тканевые накладки на копыта, которые служат для защиты конечностей от засечек (удара ног друг об друга во время бега).
  • Вальтрап (или потник) - покрывало, подкладываемое под седло или седёлку. Служит для защиты спины коня от повреждений седлом.
  • Подпруга - широкая лямка, обеспечивающая устойчивое положение седла. Проходит поперёк корпуса и прикрепляется с двух сторон к седлу.
  • Мартингал - ремешок, служащий для удерживания головы животного в нужном положении. Один из его концов имеет петлю, которая прикрепляется к передней подпруге, а второй конец раздваивается на две части, каждая из которых оканчивается петлёй. Эти петли проходят через грудь к поводьям.

Также основной деталью является уздечка - система ремней, которая обеспечивает управление действиями лошади. Размещается на голове, включает в себя:

  • суголовный ремень - проходит за ушами, удерживает всю конструкцию на голове;
  • нащёчные ремни - два ремня, которые идут вдоль головы от затылка ко рту. Их функция заключается в удержании удил во рту у лошади;
  • подгарочный ремень - прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ганашом. Не все виды уздечек имеют в своей конструкции данную деталь;
  • налобник - ремешок, прикрепляется к затылочному ремню и проходит под ушами. Представляет собой украшение;
  • капсюль - лямка, проходящая через храп. Не позволяет животному игнорировать движение удил и ограничивать открытие рта. Должен быть умеренно свободным;
  • трензель - конструкция, состоящая из трёх или двух железных деталей, которые помещаются внутрь рта лошади, на беззубый край челюсти;
  • поводья - ремешок, прикреплённый к трензелю. Он достаточно длинный, с его помощью всадник контролирует движения коня.

История появления сбруи

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности. На фресках возрастом более четырёх тысяч лет изображены всадники на колесницах. В древних гробницах разных стран были найдены те или иные элементы упряжи. Учёные предполагают, что люди и раньше пользовались сбруей, но свидетельств этому найдено не было.

Первые упоминания о конской сбруе известны с глубокой древности.

Раньше, когда социальное положение человека имело большее значение, чем сейчас, его приходилось подчёркивать за счёт украшения сбруи. В Средние Века эта тенденция изменилась, владельцы лошадей стали больше внимания уделять функционалу.

После XVI века в связи с появлением открытых экипажей и разнообразных карет мода на красивую упряжь для лошади вернулась. В такое время богатые заводчики лошадей предпочитали яркость и вычурность функциональным характеристикам упряжки лошадей.

Сейчас практическое значение сбруи утратило свою актуальность из-за появления техники. Однако эти животные до сих пор применяются в конном спорте или просто для хобби.

Когда люди говорят «сбруя для лошадей», они предполагают, что это приспособление представляет собой систему ремней и деревянных деталей, которые надеваются на коня и служат как способ облегчить животному перевоз грузов. Сбруя может быть разнообразной, соответственно разным видам лошадиных упряжек.

На сегодняшний день вид конного экипажа вызывает у человека чувство ностальгии и романтики. Поэтому прокатиться на повозке, запряжённой несколькими лошадьми, хотели бы многие из нас. Ко всему прочему, прокат конного экипажа может стать успешным видом бизнеса. Но наличие повозки и самих ездовых животных не хватит для правильной и безопасной езды - нужно иметь глубокие познания в видах специальной сбруи, знать о её строении и применении.

Что из себя представляет упряжь

В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.

Сбруя либо упряжь для лошади - это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.

Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.

Нужно всегда помнить, что качество ремней - это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.

Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.

Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.

Строение и типы упряжек

В зависимости от условий езды (работа в поле, транспортировка человека) и предназначения различают специальные сбруи для лошади . По строению можно выделить два типа упряжки: с нагрудником и с хомутом. Различаются они тем, что в первом случае главным элементом передачи тяговой силы станет хомут, а во втором - шлейный нагрудник. Также транспортная либо рабочая упряжка лошадей может разделяться на дуговую, дышловую и бездуговую. Следует более подробно рассмотреть каждый вид по отдельности.

Русская или дуговая одноконная упряжка

Дуговая упряжка , если следовать из названия, отличается от других типов наличием особой установки в виде дуги. Она создаётся из дерева старыми методами сгибания и нужна для удерживания гужей возле оглобли. Гужи крепят хомут и оглобли друг на друга. В те времена на Руси созданием дуг занимались специально отведённые для этого мастера, так как нужно было не только найти правильное дерево, но и подготовить его для дальнейшей работы. Дуга должна быть очень лёгкой, но при этом крепкой.

Вся конструкция дуговой упряжки включает в себе: шлеи, седелки, дуги, хомута, чересседельника, уздечки с вожжами и подбрюшник.

В такой конструкции, кроме дуги, особо нужным элементом называют хомут. Он может применяться и в бездуговой, и в дышловой упряжке, поэтому на его строение нужно обратить большее внимание.

Итак, хомут - это главная часть всей упряжки и нужен для передачи тягового усилия животного на повозку, плуг либо простую телегу. Как и в давние времена, сегодня хомуты изготовляются разные по размеру. Длина меряется от верхней части внутренней подушки и до клещей, а ширина - по уровню крепления отверстий для проделывания гужей. Но в пароконной и одноконной упряжке хомуты могут значительно отличаться. При пароконной форме они обладают гужами, а при одноконной - мочками.

Хомут с гужами состоит из:

  • Подушки;
  • Пары клещей;
  • Хомутины;
  • Супони;
  • Двух гужей;
  • Дополнительных покрышек;
  • Подкладки.

Нужно уметь правильно определиться с нужным хомутом для лошади, подгонять его индивидуально под её размеры. Так как хомут располагается на шее животного, то тесный по размеру может сильно повлиять на нормальное дыхание, вызвать спазмы в лёгких, а большой и слишком свободный начнёт болтаться на корпусе лошади, создавая сильные потёртости. Хомут должен полностью прилегать к туловищу животного: верхняя часть к холке, опираясь на гребень шеи, а нижняя - к плечам. С боковых сторон изделие должно прилегать к мускулатуре лопаток животного.

Чтобы правильно определиться с параметрами хомута, нужно измерить общий объём шеи лошади. Длину нужно измерять от уровня гребня возле основания холки и до плеч лопатчатого сустава. После к полеченной цифре для транспортного хомута нужно прибавить ещё 3 см, а для рабочего (возового) - 6 см.

Главные части снаряжения лошади:

  1. Седелка - находится на спине снизу холки и равномерно распространяет тяговое усилие по площади спины. Также в задачи седелки входит амортизация совершения толчков. Подбирать следует, учитывая размер холки лошади.
  2. Чересседельник - находится рядом с сиделкой и удерживает оглобли и хомут, равномерно распределяет вес оглобель.
  3. Подбрюшник - убирает резкие колебания хомута, оглобель и дуги в процессе быстрой езды.
  4. Шлея - плотно прижимается к телу лошади и поддерживает хомут в процессе торможения либо при движении по склонам.
  5. Уздечка - применяется чаще всего простая трензельная.
  6. Вожжи на одном конце есть пряжки либо карабины для крепления к удилам (трензель). Они должны быть в обязательном порядке комфортными. Создаются из крепкой тесьмы или кожи.

Бездуговая постромочная упряжка

В хомутовой бездуговой упряжек главная роль усилия тяги присуща также хомуту. Только в этом случае он крепится к повозке при помощи постромок. В этом случае хомут и оглобля совмещены ременными гортами. В конструкции сбруи находятся : хомут с гужевыми мочками, постромки, подпруга, чересседельник, седелка, горты на месте гужей, специальная узда и вожжи.

Если смотреть на конструкцию без хомута либо на европейский тип упряжки, то его роль исполняет шорка, которая создаётся из более плотной кожи и включает в себя широкий наружный ремень и кольца. К кольцам крепятся постромки. В такой конструкции шея и грудь у особи опоясывается специальным нагрудным ремнём, а также шейными кольцами для вожжей. На спине можно заметить седелку при необходимости с дополнительным зажимом вожжей, ремнями для оглобли и подпруга. На крупе также можно найти шлею с подхвостником либо простой ободовый ремешок.

В такой конструкции важную роль играет шлея, ведь она распределяет всё давление равномерно на корпус лошади. Она должна находиться на 4−5 см ниже седалищного бугра. В противном случае шлея начнёт слезать и сильно натирать круп, а слишком низкое расположение не даст нормально передвигаться лошади. Длина такой детали должна устанавливаться с учётом того, чтобы между двумя ободовыми ремнями и бёдрами животного свободно проходила ладонь. Если говорить о нагруднике, то общая толщина верхнего ремня должна быть не меньше 2,5 см, а постромочных - около 2 см.

Дышловая пароконная конструкция

В пароконных упряжках в большинстве случаев применяется такая деталь, как дышло. В конструкции сбруи имеется: хомут, дышло, постромки, уздечки и вожжи, цепь-напильник. В этом случае дышло будет определять поворот повозки, а постромки - передавать от хомута тяговое усилие на саму повозку. В некоторых областях, к примеру, на Украине, дышловая запряжка применяется и для одного животного. Считается, что из всех видов упряжек, такая самая лёгкая по конструкции.

В это время повозка приобретает силу тяги за счёт оглобли либо хомута. В английской конструкции упряжки дуги не существует, поэтому тяговое усилие создаётся специальными постромками, за которые и совершает тягу лошадь. Оглобли выступают в качестве поворотного механизма и помогают притормозить телегу во время спуска.

Выбор упряжки по количеству лошадей

В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей . В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.

У пары могут происходить и такие запряжки лошадей , как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.

Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная - это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам - пристяжные. Была и другая разновидность троек - запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.

Если есть четыре особи , то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.

На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.

Ещё один тип запряжки особей - пятерик . Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.

Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.

Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом. Нужна она также и для впрягания лошадей в сани или повозку. Несмотря на то что лошадиная упряжка продолжает оставаться неотъемлемой частью коневодства, многие не знают, как сделать ее, из чего упряжка состоит, как ее надевать на лошадь.

Сбруя лошадям необходима для того, чтобы наездники могли комфортно себя чувствовать сидя верхом.

Сбруя для лошадей — это снаряжение, которое состоит из следующих элементов:

  • седло;
  • сбруя;
  • хомут.

Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов. Скупиться на упряжь не принято. Конная упряжь делалась во все времена только под заказ. Учитывались такие параметры, как:

  • масть и порода лошади;
  • физические характеристики;
  • высота коня.

Часть конской сбруи или всю ее можно купить в специализированных магазинах.

Подбор по размеру трензеля и уздечки(видео)

Составляющие элементы

Сбруя состоит из таких элементов:

  • хомут;
  • дуга;
  • уздечка;
  • вожжи;
  • шлея;
  • подбрюшник.

Хомут — это часть упряжки, ее обязательная составляющая. Функционально отвечает за то, что передает тягловую силу на повозку, которую конь тянет. Хомут как часть упряжи нужно надевать так, чтобы животное могло дышать свободно, передвигаться, выполнять другие обязанности. В том случае, если хомут будет слишком длинным или широким, животное будет сильно страдать. На теле от такой упряжи появляются ссадины и раны.

Шлея — это часть сбруи, которая изготавливается из кожи исходя из индивидуальных показателей лошади. Для каждого коня существует свой размер, и прежде чем покупать снаряжение, необходимо его замерять, чтобы узда была подобрана правильно. Просто так купить шлею нельзя, она должна быть индивидуальной для каждого вида лошади. Шлея подбирается только в магазине, по интернету сделать это нельзя. Узда состоит из таких элементов, как удила, поводья и недоуздка.


Каждый компонент конского снаряжения подбирается индивидуально для каждого животного исходя из его телосложения и габаритов.

Часть упряжи, которая называется подбрюшником, является самой важной и помогает фиксировать снаряжение. Для этого используются оглобли, дуга крепится к ним с помощью хомута, и вся эта конструкция удерживается гужами. Дугу используют и для амортизации, чтобы смягчать движения лошади и транспорта во время езды. Важно, чтобы дуга была прочной и крепкой, не позволяла оглоблям кататься туда-сюда. Тогда эта часть сбруи будет выполнять свои функции и не станет стеснять движения животных.

Конструкция упряжи — основные и вспомогательные предметы. Запряжку можно проводить для одной лошади или двойки-тройки этих животных. В первом случае не применяется дуга, зато есть хомут, ременные горты, применяющиеся вместо гужей, оглобли. Хомут как часть сбруи оборудован гужевыми мочками, которые нужны для крепления постромков.


Пароконная упряжь состоит из других элементов: хомуты, которые можно заменить шорками, постромки, шлея, вожжи, уздечки, удила, ремни для груди. К дополнительным предметам, которые как часть упряжи, помогают защитить разные части тела лошади, относятся:

  1. Ногавки, предназначенные для того, чтобы защищать копыта и ноги лошади от различных повреждений. Существуют рабочие ногавки — для тренировок и соревнований, и транспортировочные — для перевозки лошади на различные расстояния.
  2. Попона. Выглядит как покрывало и предназначена, чтобы защищать животное. Сеточные виды попоны применяются, чтобы отгонять от лошади мух и других назойливых насекомых. Зимние виды — это неотъемлемая часть упряжи, поскольку помогают защитить коня от простуды. Поэтому попоны изготавливаются из теплых материалов. Это может быть флис, шесть или синтепон. Летний вариант подобных накидок делаются из хлопка. Существуют и большие попоны, которые имеют капоры, чтобы закрывать шею.
  3. Вальтрап. Чтобы седло не терло и не вредило лошади, была придумана эта конская упряжь, которая представляет из себя специальное покрывало под седло, чтобы спина не натиралась во время езды.
  4. Подпруга для лошади как элемент упряжи выглядит как широкий, довольно прочный ремень. Его функцией является удержание седла и наездника.
  5. Недоуздок — это уздечка без удил, которая помогает удерживать животное на привязи.
  6. Чумбур — это своеобразный конный аксессуар, часть сбруи, помогающая держать лошадь на привязи, когда на ней надет недоузок. Изготавливаются из тесьмы, цепи и веревки.
  7. Хакамора — это вид уздечки, которая не делается из железа. Для изготовления применяется кожа, которая обшивается мехом. Вспомогательным ремнем в сбруе является шпрунт, который имеет длину около 3 м. Один конец шпрунта крепится к подпруге, а второй — к уздечке, где есть пристяжной ремень. Нужен для того, чтобы лошадь не могла задирать голову, если управление становится невозможным.

Ремонт сбруи (видео)

Виды конского снаряжения

Названные выше элементы могут дополняться или убираться. Все зависит от того, какой вид сбруи нужно надеть на лошадь. В целом упряжка делится на 3 больших группы в зависимости от того, какие функции конь будет выполнять. Это могут быть транспортный, выездной или сельскохозяйственный виды сбруи, которые, в свою очередь, делятся на несколько категорий:

  1. Одноконная, которая надевается на коня с помощью дуги или без нее. Применяется только для одной лошади. Дуговая упряжь будет состоять из дуги, хомута, гужьи и других элементов сбруи, а бездуговая будет отличаться отсутствием дуги.
  2. Постромочно-дышловая часть упряжи нужна для регуляции движений коня и управления телегой. Основой акцент сделан на дышло, которое находится сбоку, шлея крепит его к голове лошади, а пристяжной ремень помогает соединить дышло с хомутом.
  3. Постромочная применяется редко из-за того, что неудобная для лошадок разных видов. Вся сила тяги ложится на постромки и хомут, и управлять вожжами становится неудобно.
  4. Комбинированная нужна в тех случаях, когда в упряжку нужно поставить от 6 до 8 коней. Выбирают такой вид сбруи исходя из роста и силы лошадей. Самых сильных ставят вперед, а остальные — сзади колоны. Наездник должен не просто уметь управлять повозкой, а быть умелым всадником, поскольку неправильно натянутые вожжи или команды могут понести такой экипаж в неизвестном направлении.

Тачаночная запряжка сейчас не применяется. Состояла из дышла и постромок, которые надевались на 4 коней. Компанию тачаночной упряжке составлял некогда цуг, который предназначался для того, чтобы упряжные лошади могли передвигаться гуськом. Надевали цуг на шесть коней, и тогда они очень медленно могли везти повозку и наездника.

Любая часть сбруи должна точно сидеть на лошади, чтобы не травмировать животное.

Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.

После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.

В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.

Старинные украшения

Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.

А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.

Строение и виды упряжи

Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение , но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.

Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:

  • Одноконная дуговая;
  • Оглобельно-постромочная;
  • Постромочно-дышловая;
  • Постромочная;
  • Тачаночная;
  • Комбинированная;

Одноконная дуговая и бездуговая

Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.

Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.

Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской

Постромочно-дышловая

Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.

Постромочная

Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.

Тачаночная

Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.

Комбинированная

Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.

Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.

Цуг

Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.

Фотогалерея

Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.

Видео «Курская мастерица шьет упряжь для лошадей »

Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!