Автомобильный портал - Retrovaz

Как и что надо смазывать в велосипеде. Какие смазки использовать для велосипеда Что смазывать у скоростного велосипеда

Я уже не раз писал, что велосипед требует грамотного обслуживания, в том числе регулярной смазки. Это не только улучшит комфортность езды, но и значительно продлит жизнь узлам велосипеда.

Все узлы умеют разную нагрузку по трению, качению, а потому разный износ. Следовательно смазывать их также нужно с разной периодичностью и различными смазками. тормоза и обода не нужно смазывать вообще.

Смазке подлежат все шарнирные и подшипниковые узлы: втулки, ролики натяжителя цепи, рулевая колонка, педали, переключатели передач, а также каретка, если, конечно, она выполнена разборной. Также для обеспечения лучшего торможения и более четкого переключения передач необходимо смазывать тросы и рубашки тросов.

По консистенции смазки разделяют на полужидкие, пластичные и твердые .
Пластичные и полужидкие представляют собой коллоидные системы, состоящие из дисперсионной среды, дисперсной фазы, присадок и добавок (как правило, из базового масла и загустителя). При обычных температурах и малых нагрузках она проявляет свойства твердого тела, т. е. сохраняет первоначальную форму, а под нагрузкой начинает деформироваться и течь подобно жидкости. После снятия нагрузки пластичная смазка вновь застывает. Основное ее назначение – уменьшить износ поверхностей трения и продлить тем самым срок службы деталей машин и механизмов. В отдельных случаях смазки не столько уменьшают износ, сколько упорядочивают его, предотвращают трение и заклинивание смежных поверхностей, препятствуют проникновению агрессивных жидкостей, абразивных частиц, газов и паров. В качестве дисперсионной среды используют различные масла и жидкости. Около 97% пластичных смазок готовят из нефтяных продуктов.

Область применения смазки во многом определяется температурой плавления и разложения дисперсной фазы, а также ее концентрацией и растворимостью в масле. От природы загустителя зависят антифрикционные и защитные свойства, водостойкость, коллоидная, механическая и антиокислительная стабильность смазки. Для придания этих свойств в состав вводят соли высших карбоновых кислот, высокодисперсные органические и неорганические вещества, тугоплавкие углеводороды.

В качестве наполнителей используются высокодисперсные, нерастворимые в маслах вещества, улучшающие эксплуатационные характеристики смазки, но не образующие в ней коллоидной структуры. Чаще применяют наполнители с низким коэффициентом трения: графит, дисульфид молибдена, сульфиды некоторых металлов, полимеры, комплексные соединения металлов и др.

По составу смазки разделяют на четыре группы.

  1. Мыльные. В качестве загустителя используются соли высших карбоновых кислот (мыла). Наиболее распространены кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и натриевые смазки. Мыльные смазки в зависимости от жирового сырья называют условно синтетическими, на основе синтетических жирных кислот, или жировыми – на основе природных жирных кислот, например синтетические или жировые солидолы.
  2. Неорганические. В качестве загустителя использованы термостабильные высокодисперсные неорганические вещества. Это силикагелевые, бентонитовые, графитные смазки и др.
  3. Органические. Для их получения используют термостабильные, высокодисперсные органические вещества. Это полимерные, пигментные, полимочевинные, сажевые смазки и др.
  4. Углеводородные. В качестве загустителей используют тугокоплавкие углеводороды: петролатум, церезин, парафин, различные природный и синтетический воск.

Пластичные (консистентные, густые) смазки

Пластичные смазки встречаются на основе лития, кальция и графита.

Поставляются в банках или тюбиках. Эти смазки применяются в следующих узлах велосипеда:

  • передняя и задняя втулки;
  • рулевые чашки;
  • каретка;
  • подшипники педалей;
  • все резьбовые соединения;
  • тросы.

Кальциевые смазки
Основная часть российских смазок - устаревшие гидратированные кальциевые смазки (солидолы). У них, однако, низкие температуры плавления и механическая стабильность, поэтому применять их не рекомендуется. При температурах выше 60 - 70°С используются Na и Са- смазки. Смазки на основе соединений кальция очень хорошо прилипают к металлическим поверхностям и медленно вымываются водой , поэтому их часто используют в машинах, работающих во влажных условиях. Они неплохо защищают металл от коррозии, да и химическая активность кальция не такая высокая, как у лития.

ЦИАТИМ–221 - пластичная смазка, представляет собой синтетическое масло, загущенное комплексным кальциевым мылом с добавлением антиокислительной присадки. Предназначена для смазывания подшипников качения электромашин, приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей металл-металл и металл-резина, работающие в диапазоне от -60 до 150°С.

ЦИАТИМ–203 – морозостойкая смазка. Применение: передачи редукторов, опоры скольжения и подшипники качения; различные силовые приводы, винтовые пары, нагруженные редукторы, механизмы, эксплуатируемые на открытых площадках, узлы трения автомобилей (Тр.-50…+100°С).

Литиевые смазки
Основу многоцелевых и антифрикционных смазок в Европе и США представляют смазки на литиевом мыле. Соединения лития придают смазочным маслам такие полезные свойства, как антифрикционность и широкий диапазон температур, при которых масло сохраняет свои свойства, то есть не густеет и не выгорает. В России к таким относятся Литол-24, ШРУС-4М, Фиол-2 (работоспособны при температуре -40…+120°С); термостойкие БНЗ-4 (устойчива в присутствии паров воды и агрессивных сред, Тр= -40…+160°С). Литиевые смазки очень дёшевы и легкодоступны.

Литол-24 – антифрикционная многоцелевая водостойкая смазка представляет собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазка имеет хорошие консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Предназначена для применения в узлах трения колесных, гусеничных транспортных средств и промышленного оборудования, судовых механизмов различного назначения.

ШРУС-4М имеет низкую испаряемость; область применения – шарниры равных угловых скоростей полноприводных автомобилей и другие узлы трения.

Смазка № 158 - область применения: подшипники качения автотракторного оборудования, игольчатые подшипники карданных шарниров непостоянной угловой скорости (Тр.-30…+110°С).

Более перспективны смазки, приготовленные на комплексном литиевом мыле . Они работают в более широком диапазоне температур (от –50 до +160...200 °С), нагрузок и скоростей, например ЛКС-2 или ЛКС-металлургическая, которая применяется в подшипниковых узлах станков.

Все смазки, кроме множества параметров, имеют один общий - степень адгезии (закрепление на металле). Любая жидкая смазка обладает невысокой адгезией и, соответственно, легко вымывается водой из таких важных узлов, как втулки, чашки рулевой колонки, вал каретки. Вполне естественно, что при отсутствии смазки чашки втулок, конусы, вал каретки и другие детали, имеющие высокую твердость после термообработки, быстро корродируют и выкрашиваются.

Из отечественных смазок неплохо работает смазка 158. Она имеет специфический голубой цвет, что говорит о присутствии в ней сульфата меди и других металлов. В процессе эксплуатации такая смазка до блеска отполировывает чашки, конусы и шарики, обладает высокой адгезией и практически не вымывается водой (это не относится к отечественным смазкам типа ЦИАТИМ и ЛИТОЛ - они вымываются быстро). В отсутствии смазки 158 можно использовать смазку ШРУС (продается в любом автомагазине).

В зимний период лучше пользоваться ЦИАТИМ–221, 203 или ЛКС -2, так как они дольше вымываются и имеют широкий температурный диапазон.
Также стоит отметить, что литиевые смазки более химически активны, и их не следует применять в алюминиевых узлах.

Российские пластичные смазки не имеют никаких преимуществ перед зарубежными аналогами, кроме цены.
Лучших результатов удалось добиться, применяя импортные смазки, содержащие литий . Эти смазки имеют характерный белый цвет. Рекомендую тюбики Weldtite TF2 Lithium Grease . Втулки и чашки, а также тросы им необходимо смазывать 1 раз на 20000 км или раз в год/сезон (в зависимости от интенсивности катания).

Многие также хвалят смазку Mobilgrease XHP 222 , которая характеризуется устойчивостью к вымыванию, хорошей липкостью и адгезией, устойчивостью к влажной среде и увеличенным сроком службы. Дорогая.

Графитовые смазки
Главным преимуществом такой смазки является её долговечность. После того, как основа смазочного материала выработается или выгорит, графит останется внутри узла и продолжает работать. К недостаткам таких смазок можно отнести то, что они очень хорошо пачкают все, что с ними соприкасается. Отлично подходят для смазки резьбовых соединений. Примером является российское масло УССА.

Тефлоновые смазки
Недавно компания Weldtite выпустила Bike Grease with Teflon – смазку с тефлоном, которая имеет очень низкое трение и может использоваться в подвесках. Работает при пороговых температурах от -30° до +130°C, то есть для зимы не пригодна. Как известно, тефлон защищает от влаги, создавая защитную пленку. Очевидно, что такую смазку следует применять для открытых поверхностей трасмиссии.

Запомните! Густые смазки надо наносить на чистую поверхность!!!

Жидкие смазки (для цепи)

Смазка цепи – отдельный разговор. Эту процедуру надо проводить значительно чаще, чем смазку выше перечисленных узлов. Поставляются в виде флаконов-масленок. Такие смазки могут и должны применяться точечно на цепь и позволяются проникать вглубь пина цепи, с другой стороны, значительно быстрее вымываются и к ним прилипает масса грязи.

Хорошая смазка цепи с одной стороны должна быть жидкой, с другой – не слишком текучей и липкой. Споры о том, какое же масло выбрать разгораются каждый год. Одна из лучших смазок – синтетические масла TF2 Plus Dry Lubricant with Teflon (для сухой погоды) и TF2 Extreme (для влажной погоды) . Она не только сопротивляется влаге, но и создает защитную плёнку препятствует налипанию грязи, а также вымыванию. Extreme более влагоустойчива и способна вымещать воду с поверхности. Также можно использовать продукт этой же компании - TF2 Lubricant Cycle Oil . Это масло можно использовать при низких температурах, оно защищает от коррозии.

Также некоторые рекомендуют масло Motorex DRY LUBE (для сухой погоды) и Wet Lube (для влажной), но оно требует тщательной предварительной чистки цепи перед нанесением. Из минусов – высокий расход масла. Dry вроде бы препятствует налипанию грязи. К списку рекомендуемых также можно отнести TACX Cross-Country, Finish Line Teflon Plus Dry, Pennzoil Z-1 (дешевая!), Wynn"s Chain Lube. Есть также неплохие отзывы о Pedro"s Syn Lube, но она быстро набирает грязь, в то время как Pedro"s Extra Dry Lube – вода, которая очень быстро уходит с цепи, не держит воду и растекается.

Силиконовые смазки
Такие смазки звучат модно, но вовсе не так прогрессивны, как кажутся. Действительно, эти смазки не густые, малосохнущие, обеспечивают высочайшую степень скольжения, особенно в малых подшипниковых механизмах на высоких оборотах.
Отличное смазывающее действие силикона обусловлено его исключительной текучестью и, как следствие способностью легко образовывать пленки на самых разных поверхностях. Силиконовая аэрозольная смазка химически инертна и не вызывает коррозии металлов. Отличается от минеральных смазок широким интервалом рабочих температур (от -40 С до +200 С) и малой зависимостью вязкости от температуры.
Но в то же время, она достаточно плохо защищает поверхность при высоких поверхностных нагрузках.
Shimano рекомендует применять силиконовые смазки для смазки тросов и рубашек переключения передач и торможения.

Дольше всего держатся на цепи графитовые смазки (до 300 км), но так как они густые, их необходимо растворять. Есть проверенный способ варки цепи в графитовой смазки в течение 10-15 мин с предварительной её очисткой или растворение графика в бензине и им промазка цепи. Бензин испарится, а графит останется. Но это рекомендуется только в случае, если велосипед будет эксплуатироваться в очень агрессивных условиях.

Следует иметь ввиду, что масла для влажной погоды более устойчивы к вымыванию, но более липки, поэтому собирают грязь и пыль при применении в сухую погоду. Также напомню, что жидкую смазку надо наносить на чистую цепь, прокрутить, дать ей загустеть хотя бы полчаса и после загустения просушить сухой тряпкой!

Аэрозоли (спреи)

Эти смазки также применяются для смазки цепи и трансмиссии в оперативных условиях. Однако, не надо воспринимать данную смазку серьезно – она служит скорее для удаления грязи, вымывания старой смазки, выталкивания влаги с поверхностей. Главное достоинство – проникает в любую щель, вытесняет грязь и создает защитную пленку. Недостатки – быстро вымывается, не держится на цепи, не густеет, разбрызгивается в разные стороны. Можно применять для очистки цепи с последующим вытираем насухо перед нанесением более густой смазки. Нельзя применять для вилок, как многие это делают!
Каким спреем пользоваться – не так принципиально. Опять же рекомендую TF2 Aerosol Spray with Teflon.

Инструкция

Цепь велосипеда необходимо смазывать смазкой с низкой вязкостью и хорошей стойкостью к истиранию. Лучшим вариантом станет такой выбор, как WD-40 или проникающая смазка. И пусть WD-40 и его аналоги – это не совсем смазка в техническом смысле, но именно такие составы оптимальны для проникновения в шарниры и звенья цепи, а значит наилучшим образом вымывают грязь и не оставляют грязный след. Конечно же, можно использовать и специализированные смазки, но они обычно очень дорогие.

Кассета велосипеда не нуждается в регулярной смазке, но нуждается в периодической чистке. При этой чистке будет полезно нанести на кассету какую-то пластичную смазку, например литиевую смазку, или также пролить все звезды WD-40.

Переключатели велосипеда не нуждаются в смазке, но будет полезно периодически промазывать шарниры переднего и заднего переключателей. Кроме того, ролики заднего переключателя и подшипники этих роликов требуют обязательно регулярной смазки. Можно использовать любую проникающую смазку.

Современные втулки велосипеда и каретка не требуют регулярной смазки, т.к. собираются с использование пластичной смазки. Тем не менее, при обслуживании втулок или каретки и их разборе не поленитесь обновить слой масла. Для этого протрите разобранные детали и нанесите на них новый слой смазок типа Литол или ШРУС. Есть и специальные смазки, но они также больно ударят по кошельку.

Рулевая колонка не требует регулярной смазки и собирается на пластичной смазки. Поступите с рулевой колонкой аналогично втулкам.

Трещетка велосипеда промазывается жидкой смазкой. Если смазка будет излишне густой, то лепестки трещетки будут западать и деталь можно повредить. Кроме того,не забывайте, то изначально трещетка посажена на густую смазку и промыв детали жидкой проникающей смазкой вы промоете и подшипники трещетки. Соответственно, потребуется их регулярная промазка. Поэтому, не спешите промазывать данную деталь и делайте это только при реальной необходимости.

Велосипед принадлежит к числу таких механических изобретений человека, в которых существуют элементы, взаимодействующие друг с другом посредством качения одних поверхностей относительно других (втулки колес, каретка главного хода), посредством цепной передачи и посредством вхождения одной цилиндрической поверхности меньшего размера в другую – таков механизм амортизации передней вилки.

Несмотря на то, что существенно снижают трение подшипники, правильная смазка всех этих элементов необходима: уменьшается трение, облегчается движение. Это увеличивает срок службы деталей. Тем не менее, важно знать, как смазать велосипед правильно.

Чем качественней байк, тем лучше заводская смазка, тем дольше она держится. К таким моделям горного байка относятся, например, Merida, GT. К примеру, известно, что GT Avalanche 2.0 выпуска 2009 года свободно набирает 10000 км пробега без какой-либо смазки втулок и кареток, при этом нет какого-либо ущерба для подшипников. Конечно, это не значит, что нужно наплевательски относиться к техническому обслуживанию байка.

В том случае, если вы покупаете «ашан-байк», то правильно будет сразу после покупки «вскрыть» все узлы, нуждающиеся в смазке, проверить их и смазать заново. Иногда требуется сразу что-нибудь заменить, например, заднюю втулку и подшипники главного хода.

Наверно не стоит дополнительно указывать, что смазывать нужно только тщательно вымытый и, главное, высушенный велосипед.

Итак, какие части велосипеда нуждаются в смазке и как это делается?

Цепь

От регулярности смазки зависит комфорт при движении – цепь не жужжит, переключается легко и свободно. Как правило, необходимость в смазке возникает в том случае, если цепь начинает шуршать, греметь, а также затрудняется переключение передач. Это можно почувствовать после интенсивной езды в дождь и грязную погоду, после того, как цепь высохнет.

Как смазать велосипедную цепь

Поступаем следующим образом:

  • увеличиваем , перемещая ее на соответствующие большие звездочки;
  • тщательно вычищаем цепь от грязи, можно воспользоваться тряпкой, прижав ее к свободному участку велосипедной цепи и покрутив педаль;
  • затем смазываем цепь, лучше наносить смазку над верхней точкой ролика (если велосипед стоит колесами вверх). Следите, чтобы на каждое звено упала одна капля.
  • Когда цепь вся будет смазана, нужно интенсивно в течение минуты покрутить педали в обратную сторону – «холостого хода» цепи, а затем, выбрав среднюю скорость, провернуть велосипедную цепь в прямом направлении.
  • На заключительном этапе мягкой чистой ветошью нужно убрать все излишки масла снаружи, так как главное действие смазки – работать на внутренних сочленениях звеньев, а снаружи обычная смазка «цепляет» пыль, тополиный пух и загрязняет своими отложениями ролики и задние звездочки. Поэтому не бойтесь протереть цепь как следует.

Кроме смазки, нужно следить за «пробегом» цепи. В среднем, после каждых 1500 – 2000 км ее нужно заменять по следующим причинам:

  • она начинает провисать;
  • нечетко переключаются передачи;
  • вытянутой цепью повреждаются звездочки кассеты на заднем колесе.

Также часто возникает вопрос о том, как часто смазывать цепь?

Единых нормативов не существует. Все зависит от ощущений хозяина байка:

  • если появилось сопротивление или хруст в цепи;
  • после езды по пыли и песку;
  • после любой прогулки, которая превышает 3-5 часов.

Некоторые смазывают цепь после 100 км пробега, вне зависимости от условий эксплуатации. Наверно это решение самое верное, так как приучает к регулярности технического обслуживания.

Механизм для натяжения цепи

Ролики заднего переключателя. Они часто «забиваются» отложениями из смазки и грязи, загустевшими по периметру. Их необходимо аккуратно удалять, например, отверткой с плоским шлицем.


Смазываем ролики

Нужно наносить точечно жидкую смазку на оси роликов во избежание скрипа и тугого вращения. Только смазанные, они способны держать цепь натянутой.

Тросы

Байк имеет несколько тросиков, которые передают усилие с манеток и рукояток тормозов на передний и задний переключатель, а также на дисковые тормоза или на V – brake. Если между рубашкой и тросиком скопилась грязь, или поверхности сухие, то управление может «заедать». Это ведет к несвоевременному переключению передач и даже к невозможности экстренного торможения.


Смазываем тросики велосипеда

Для смазки в места входа-выхода тросика из рубашки необходимо нанести пару капель смазки, после чего «поработать» рычагом манетки или рукояткой тормоза. Это позволяет смазать равномерно и на значительную глубину.

Каретка главного хода

Можно сказать, что это «главная» ось велосипеда. Именно с нее «раздается» импульс на другие элементы. Поэтому от состояния каретки зависит и скорость, и легкость, и комфортность хода. Элементами каретки являются:

  • чашечки,
  • собственно ось,
  • подшипники.

В каретку закладывается другая, «густая» смазка, не такая, которая капается на цепь или на тросики.

Как смазать каретку

Смазка каретки на велосипеде происходит простым вложением густой смазки в чашечки и на поверхности подшипников, на втулку, а также равномерным их распределением. Кроме того, перед тем, как смазать каретку, желательно хорошо отмыть подшипники и все полости, поверхность втулки, например, керосином. Именно промывка позволит впоследствии правильно смазывать каретку.

Подшипники в осях колес

Если смазка высохла, то возникает сопротивление движению колеса, повышенный уровень шума, а при разрушении подшипника в колесе возникает «люфт», и может произойти даже заклинивание колеса.
Схема смазки подшипников идентична смазке подшипников каретки.

Передний и задний переключатели

От четкости и согласованности их действий зависит непрерывность хода на велосипеде. Иногда, особенно при подъемах в горку, переключение должно производиться тотчас после «форсажа», чтобы переключить передачи не «внатяг», а на свободном ходе. Зачастую на это уходят доли секунды, и переключатели должны сработать безотказно, чтобы подъем вверх не «захлебнулся».

Смазка переключателей в идеале производится в разобранном состоянии. Подробно об обслуживании и смазке можно посмотреть здесь:

Система амортизации передней вилки

Именно наличие амортизатора позволяет байкеру не обращать внимание на препятствия и делает велосипед проходимым. Хороший амортизатор своевременно противостоит реакции опоры на переднее колесо, поэтому вилку нужно держать в исправном состоянии.


Как смазать амортизаторы

В норме смазывать «ноги» вилки нужно через 150-200 километров пробега, через 700 км (в среднем) разбираются и смазываются сальники, а ежегодно либо после пробега 3-4 тыс. км. заменяется масло в амортизаторе полностью.

Лучше показать весь уход за вилкой на видео, чем подробно описывать его текстом. Например, здесь можно увидеть все операции по профилактическому обслуживанию передней вилки и амортизаторов:

О видах смазок

В магазине «разбегаются глаза», но все многообразие их сводится к нескольким типам, которые используются для смазки велосипеда:
Жидкое масло (в просторечии именуемое «машинным»). С его помощью смазывают цепь, а также вилку с амортизационным механизмом. Недостатком такой жидкой смазки является сильное загустевание на морозной погоде.

Смазки с повышенным содержанием какого-либо элемента , например, лития или кальция.

Смазкой с литием , такой, как «Литол-24», хорошо смазывать подшипниковые оси, каретку. Именно литий придает смазке специфическое скольжение, и она проявляет антифрикционные качества. Кроме того, смазки с добавлением лития не густеют при морозе до -50 градусов и не разжижаются даже при полуденной температуре в пустыне, так как способны не изменять свойства при нагреве до 150 градусов.
Отрицательной стороной является достаточно высокая водорастворимость, поэтому места смазки нужно закрывать герметичными пыльниками. Кроме того, такую смазку не рекомендуется наносить на алюминиевую поверхность.

Кальциевые смазки пластичны, долгое время хорошо работают. Примером такой смазки является «Униол». В отличие от литиевых, они обладают высокой адгезией, или прилипанием к поверхности, и держатся долго. Кроме того, они помогают противостоять коррозии при эксплуатации во влажных условиях. Эти смазки желтые или зеленоватые. Очень важно, что они не вступают в реакцию с алюминием, в отличие от литиевых смазок. Поэтому их цена высока, и они могут применяться для смазки дорогих байков.

Особым видом смазок являются аэрозоли , которые могут содержать несколько компонентов, например, тефлон. Их преимуществом является возможность проникнуть в скрытые полости и труднодоступные места, в том числе благодаря адгезии и силе поверхностного натяжения. Предшественником их является керосин, который обладает поистине бесподобной обволакивающей способностью, способен даже выбираться наружу из сосуда. С помощью таких смазок можно обрабатывать тросики, все виды резьб, особенно при отворачивании «тяжелых» и «прикипевших» соединений. Примером таких смазок являются LM 40, LM 47 и другие.

Пожалуй, самой известной аэрозольной смазкой «быстрого действия» является известная WD-40. Кроме всего прочего, она создает гидрофобный слой и вытесняет воду.

Смазки с содержанием силикона. Они легко наносятся, способны «отталкивать» пыль и воду.

Восковые смазки: на цепи, к примеру, покрытие может держаться несколько месяцев при сухих условиях эксплуатации. Но воск способен впоследствии сам «отваливаться» в виде чешуек и хлопьев. Если же байк эксплуатируется в воде, грязи, пересекаются броды или катание происходит весной или осенью, тогда вам нужно выбрать другую смазку, ведь воск не текуч и не может эффективно проникать внутрь соединений цепи.

Велосипед – машина непростая. Перед тем, как смазать велосипед, нужно знать, что, кроме мест для смазки, есть участки, попадание смазки на которые совсем нежелательно. К таким относятся покрышки колес (случайное попадание смазки на значительные участки может привести к заносу и невозможности экстренного торможения), обода (в случае использования тормозов клещевого типа), а также тормозные диски и колодки. Кроме того, если масло попадет на резиновую камеру, то оно может начать разъедать резину, что приведет к ее разрыву на значительном протяжении.

Если пренебрегать смазыванием велобайка, то вода и грязь ведут свою разрушительную работу. В результате велик покрывается пятнами ржавчины, а отдельные элементы велосипеда и вовсе разрушаются, и заклинивают. Велосипедная смазка, создавая на поверхности металла защитный слой, препятствует ее контакту с воздухом, тем самым уменьшая риск коррозии. Сегодняшняя статья – это ответ на вопрос: чем смазывать велосипед?

Классификация смазок для велосипеда

Все смазки для великов можно разделить на такие группы.

  • Консистентные. Надежные составы с длительным сроком службы. Они хорошо переносят жару и холода. Но наносить их непросто и, к тому же, на эти смазки быстро налипает пыль и загрязнения.
  • Жидкие. Их удобно наносить на детали велосипеда масленкой или шприцем. Такое средство без труда можно залить даже в собранный узел. Остатки состава легко вытираются. Но они не лишены и отдельных недостатков. При изменении температуры воздуха их вязкость меняется. Они быстро стекают с деталей.
  • Двухкомпонентные велосмазки.

Густые (консистентные)

Имеют пластичную консистенцию. Продаются в тубах и банках. Лучше всего применять их для медленно вращающихся компонектующих (подшипники, соединения с резьбой, рычаговые втулки). Целесообразно применить консистентную велосмазку для консервации цепи (при длительном ее хранении). Различают такие типы густых смазок.

  • Литиевая.
  • Кальциевая.
  • Графитовая.
  • Технический вазелин.

Жидкие

Жидкая велосмазка продается расфасованной в флакончики-масленки или небольшими канистрами. Примерами таких смазок являются: веретенное, индустриальное или автомобильное масло. Смазывать им лучше всего тормозные ручки, тросы, оси тормозных рычагов, подшипники трещоток, переключатели скоростей. Не нужно заливать слишком много жидкого масла, поскольку на него налипает пыль и грязь. Кроме того, попав на покрышку, масло может повредить резину. Индустриальное масло можно использовать для того чтобы смазывать вилку велосипеда.

Двухкомпонентные составы

Такая велосмазка состоит из масла с густой консистенцией и разжижающего растворителя. Ее удобно использовать для смазывания сборных элементов, а также цепь велосипеда при продолжительном хранении. Различают такие виды двухкомпонентных смазок.

  • Силиконовая. Не притягивает пыль, не разрушает резину. Излишки удобно вытирать.
  • Тефлоновая.
  • Восковая.

Чем смазывать разные детали

Какую именно смазку использовать – полемика между поклонниками велоспорта не стихает. Более экономные владельцы велобайков считают, что фирменная продукция – всего лишь маркетинговый ход, можно приобрести аналоги чуть ли не на порядок дешевле. Что ж, бережливость еще никто не отменял, хотя экономия получается мизерная. Практика показывает, что смазочные материалы для велика расходуются экономно, поэтому рисковать и покупать сомнительную продукцию от не менее сомнительных производителей как-то страшновато. Покупать материалы с хорошими отзывами от маститых компаний гораздо безопаснее.

Теперь разберемся, какие велосмазки применять для различных деталей велосипеда.

Цепь

Когда возникает необходимость в этой процедуре – решает сам владелец велобайка. Или он сам опытным путем устанавливает периодичность или ждет того момента, пока цепь издает характерный стрекочущий звук (сигнал к тому, что пора смазывать). Если цепь «пересохла» в пути, это не повод для паники и для того, что нужно немедленно смазывать ее. Пара-тройка десятков километров на состояние велика не повлияют, но постоянно ездить с несмазанной цепью нельзя. Для велосипедной цепи есть 2 вида смазок: для сырой и сухой погоды.

Смазка для сухой погоды жидкая, она не липнет и не притягивает грязь и песок. Смазывать цепь велосипеда нужно примерно через каждые 100 км. Она хорошо смывается водой, поэтому весной и во время осенних дождей бесполезна. В этот период применяется велосмазка погуще – для дождливой погоды. Смазывать таким составом надо через каждые 150-200 км.

Для более эффективной очистки и смазки цепи велобайка применяют специальное приспособление – цепемойку. Вначале цепь пропускают через моющий состав (в этом качестве можно использовать уайт-спирит, керосин). Далее заменяют в резервуаре моющее вещество на смазывающий состав и производят непосредственно велосмазку. В продаже имеются разные виды цепемоек. Все зависит от ваших финансовых возможностей.

Виды смазок для цепи.

  • Составы с воском;
  • Силиконовые смазывающие вещества.

Подшипники

Периодически их нужно тоже смазывать – хотя бы в пределах доступности. Идеальна в этом отношении скользкая литиевая велосмазка, срок службы которой около года. Перед смазыванием подшипники очищают при помощи керосина. Смазку наносят в чашечки, а затем вжимают туда «шарики».

Тормозной трос, переключатель скоростей

Для смазки троса достаточно по 1 разу капнуть маслом на входе и выходе, затем несколько раз нажать на переключатель скоростей и подкрутить педали велосипеда. Использовать для этого можно жидкие масла или смазывать составами, которые продаются в виде аэрозолей.

Каретка

В современных моделях великов каретку смазывать не нужно, так как ее подшипники размещены внутри картриджа. К сожалению, эти самые картриджи не всегда хорошо защищены от влаги и загрязнений. Лучший в плане надежности так называемый «квадрат». Это картридж с осью и подшипниками в виде неразборной конструкции. Рабочий ресурс такой системы составляет 5-15 тыс. км, и вряд ли кто-то додумается разбирать ее, чтобы смазать.

Новые модели интегрированных кареток, в идеальном варианте, не должны требовать никакой велосмазки, но реалии таковы, что после езды по плохим дорогам раздается характерный хрустящий звук. По-хорошему, такую каретку надо заменить, но можно поступить и по-другому: поддеть крышечку, тщательно вычистить «внутренность», а затем уже смазывать ее. Можно проделать этого, не дожидаясь появления скрипа. Например, после усиленной эксплуатации велосипеда в летнее время.

Рулевая колонка

В большинстве моделей великов рулевая колонка выполнена интегрированной (промышленные подшипники, скрытые в картридж). Но, если приходится путешествовать по бездорожью и под дождем, заглянуть в рулевую не помешает. Даже если картридж неразборной, попробуйте, как уже рассказывалось выше, добраться до подшипников и смазать их.

Втулки колес

Есть втулки открытого типа и с подшипниками, заключенными внутрь картриджей. С насыпными (открытыми) подшипниками все понятно. Алгоритм здесь несложный: удалить загрязнения и остатки старой смазки и нанести новый состав. С промоподшипниками желательно потупить еще проще: заменить их.

Вилка

Техобслуживание вилки велобайка – достаточно непростая процедура, поэтому желательно доверить ее механикам. Что же касается регулярного проведения ухаживающих процедур, то желательно перед каждой поездкой смазывать силиконовым составом ножки вилки. Естественно, при обслуживании вилки велосипеда нужно снять колесо.

Для увеличения срока эксплуатации деталей велосипеда, их необходимо регулярно смазывать. Велосипедные смазки выполняют две функции: защищают металлические элементы от воздействия влаги, препятствуя , и уменьшают трение движущихся деталей, таких как подшипники и втулки.

Однако для каждой детали требуется отдельный вид смазки. Рассмотрим разновидности смазок, чтобы понять, чем смазывать велосипед лучше всего.

Велосипедные смазки

Существует 3 вида смазочных материалов, используемых для деталей велосипеда:

  • Густые;
  • Жидкие;
  • Двухкомпонентные.

В современном мире густые велосипедные смазки постепенно отходят на второй план. Это связано с тем, что их консистенция мешает смазке проникать в труднодоступные элементы, а при излишке ее становится трудно извлечь.

Неприятной особенностью данного типа материалов является сбор мусора. Густая смазка собирает на себя пыль и грязь, а это пагубно влияет на детали конструкции. Однако есть большой плюс – эти смазки выдерживают большие перепады температур и не теряют свои свойства.

Жидкие смазки легко попадают в труднодоступные места, но быстро вытекают. Данный материал не подходит , поскольку под воздействием дождя он быстро вымывается с поверхности детали. Но жидкие материалы, в отличие от консистентных, не выдерживают серьезных перепадов температур и меняют степень вязкости.

Двухкомпонентные виды смазочных материалов имеют в составе густую смазку и растворитель. Они идут либо в виде аэрозолей, либо в виде бутылей с жидкостью.

Велосипеды, самокаты, комплектующие

Благодаря жидкой консистенции двухкомпонентная смазка легко проникает внутрь и смазывает их элементы. После нанесения жидкой смазки растворитель испаряется и на поверхности детали остается густая смазка, которая не смывается дождем так, как жидкие виды материалов.

Густые материалы

Они используются для смазки деталей, которые движутся достаточно медленно. К ним относятся , вилка или втулки рычагов задней подвески. Густые смазки также подразделяются на несколько видов.

Существуют материалы с добавлением лития. Он обеспечивает уменьшение трения, и позволяет смазке не терять своих свойств при критических температурах. Диапазон температур составляет от -50 до +150⁰C.

К литиевым смазкам относят «Литол» и «Шрус». Данные смазки имеют высокие показатели адгезии, и длительное время не стираются с деталей даже под воздействием дождя.

Минусом лития является его вступление в химическую реакцию с алюминием, поэтому стоит беречь раму.

В отличие от них безвредными для алюминия являются кальциевые смазки. Они также имеют длительный срок службы и их сложно удалить с поверхности детали. Поэтому данный тип масел активно применяется для обработки металлических деталей, чтобы защитить их от коррозии.

Материал, в составе которого находится кальций, также подходит для смазки тормозных ручек, и различных подшипников. Однако обрабатывать тормозной узел густыми маслами не рекомендуется.

Диапазон рабочих температур у кальциевых масел чуть ниже – от -30 до +50⁰C.

Еще один вид густой смазки – графитовая пудра. Она наносится в виде масла, а после высыхания остается только графит в виде порошка. Он обеспечивает неплохое скольжение трущихся элементов, однако ее использование серьезно пачкает велосипед и одежду.

Графитовые смазки почти вытеснены двухкомпонентными материалами, которые являются более эффективными, универсальными и удобными в применении.

Жидкие масла

К жидким смазкам относится стандартное машинное масло, которое можно использовать для втулок, тормозной системы и переключателей. Оно отлично подходит для смазки амортизационных вилок. Основным минусом является быстрое вымывание масла водой. Поэтому для смазки открытых элементов, таких как цепь или тросы, данный тип масел не подойдет.

При смазке важно стараться убирать излишки с поверхности велосипеда, иначе налипшая пыль может быстро движущиеся части. Кроме того, минеральные масла разъедают резину, поэтому остерегайтесь попадания жидкости на покрышки.

Двухкомпонентные материалы

Данный вид смазки состоит из растворителя и смазывающего материала. Некоторые типы смазок могут идти в виде аэрозоля, а также в жидкой и густой форме. Так, например, силиконовая смазка поставляется в 3-х состояниях. Это позволяет использовать ее как для открытых деталей, так и для труднодоступных участков.

Она отличается высокой степенью отталкивания пыли и грязи, поэтому отлично подходит для обработки внешних элементов и их защиты от коррозии. Еще одно преимущество — силикон не разъедает резину.

Следующий тип смазывающих материалов в данной группе – тефлоновый. Он отличается длительным ресурсом при высокой нагрузке трущихся элементов. Другими словами тефлоновую смазку крайне тяжело удалить даже при больших усилиях.

Как и силиконовый аналог, данная смазка имеет отличную степень отторжения грязи. Поэтому ее считают наиболее оптимальным вариантом смазки для велосипедной цепи. Независимо от нагрузок, влаги и пыли деталь останется под защитой.

Последний распространенный тип двухкомпонентных смазок – материал, в состав которого входит воск. После высыхания он оставляет достаточный слой воска на поверхности детали, защищающий ее от коррозии.

В отличие от тефлонового аналога восковая смазка не настолько устойчива к нагрузкам, но без серьезных трений по длительности сохранения покрытия на детали ей нет равных.

Мы рассмотрели основные виды смазочных материалов для байка, их особенности, свойства, преимущества и недостатки. Чем смазывать детали велосипеда, решать вам. Главное – делайте это регулярно и подходящим по свойствам материалом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!