Автомобильный портал - Retrovaz

Трансмиссионное масло: от зубной боли. История масел MANNOL По классификации SAE

Разница в основном сводится к рецептуре присадок, масла GL-4 типично содержат от 3 до 4% противозадирных серо-фосфоросодержащих присадок, а GL-5 - от 4,5 до 6,5%.

Ввиду этого, GL-5 рекомендуется для более нагруженных передач (например гипоидные), а также в качестве универсального для большинства механических трансмиссий, не имеющих в конструкции синхронизаторов из цветных сплавов. Это связано с тем, что пакет противозадирных присадок содержит серно-фосфорные элементы, которые могут вызывать коррозию деталей из цветных сплавов.

Таким образом, типично для синхронизированных коробок передач применяют GL-4, а для мостов и редукторов масла GL-5. Для переднеприводных автомобилей, т.к. борьба против коррозии синхронизаторов может пойти в разрез с защитой шестерен главной передачи, потому что они находятся в одном блоке.

Синхронизация шестерней происходит путем прижатия блокирующего синхронизатора к конусу зубчатого колеса - масляная пленка выдавливается и скорости вращения сравниваются. Проблема в том, что в этом случае смазывание становится полусухим и возникает уже проблема не коррозии, а износа, поэтому каждый производитель трансмиссий тут придерживается своих рекомендаций.

Многие владельцы при этом предпочитают пожертвовать возможной коррозией синхронизаторов в пользу больших противозадирных свойств (особенно в случае высоких нагрузок), т.е. выбирают спецификацию GL-5, хотя производителем была предписана GL-4. На данный момент в аресенале Texaco имеются синтетические масла с двойной спецификацией API GL-4/GL-5, будучи маловязкими, они обеспечивают хорошее смазывание гипоидной передачи и неагрессивны к цветным металлам, как следствие, могут быть использованы в случаях обоих спецификаций.

Что представляют собой масла GL 5? Это трансмиссионные смазки, которые весьма популярны в России. У множества легковушек с передним приводом трансмиссия соединяется с основной передачей. В КПП необходимо лить качественное трансмиссионное масло, иначе эксплуатация транспортного средства будет затруднена.

Коробки переключения передач заключают в себе шестеренки, имеющие форму цилиндра. Шанс появления задиров достаточно невысокий. Масло для АКПП должно располагать малым вязкостным индексом. Во всем мире оно известно как ATF. В легковушки и грузовики, оснащенные механическими коробками, нужно лить обычное трансмиссионное масло.

Как выбрать смазку для трансмиссии

Сегодня в коробку переключения передач можно залить как синтетическое, так и минеральное трансмиссионное масло. Синтетика воздействует на шестеренки агрегата так же, как и минералка. Последняя стоит гораздо дешевле. Выбор масла для коробки нужно делать, принимая во внимание:

  • нагрузку на агрегат;
  • скорость для относительного скольжения.

Различия между трансмиссионными маслами заключаются в вязкостном индексе, концентрации присадочных элементов. Антизадирные добавки состоят из сернистых компонентов. При интенсивной эксплуатации КПП они модифицируют поверхность запчастей из металла. На них образуется тончайшая пленочка, защищающая детали от изнашивания.

В настоящее время в легковушки льют трансмиссионные масла GL (четыре и пять). Такая маркировка масел соответствует классификации API, являющейся зарубежной. Четвертый API GL оптимально подходит для заливки в российские ВАЗы. Для прочих отечественных автомобилей необходимо применять другое масло API GL (пять). Кроме того, сегодня можно купить универсальное масло GL4/5.


Водитель имеет возможность без труда узнать, какое масло лучшим образом подойдет для его авто. Для этого требуется заглянуть в каталог либо эксплуатационное руководство. Множество неопытных автомобилистов полагает, что GL5 более хорошее автомасло, если сравнивать его с «ГЛ-4». Правда ли это?

Сравнение данных смазок некорректно, потому как они предназначаются для разных машин. Если налить «ГЛ-5» в трансмиссию ВАЗ 2109, автомобильные синхронизаторы сломаются. Лучшее автомасло для данной машины – «ГЛ-4». Игнорирование рекомендаций изготовителя может привести к поломке транспортного средства.

И та, и другая смазка отличается хорошим качеством. Однако использовать эти нефтепродукты не по назначению нельзя. Вы же не хотите осуществлять капремонт машины? Если сомневаетесь в собственном выборе, посоветуйтесь с сотрудником автомобильного сервиса.

Подкатегории «ГЛ-5»

Автомасло «ГЛ-5» подразделяется на три подкатегории (соответственно с SAE):


После выбора лучшего по эксплуатационным особенностям продукта нужно решить не менее значимую задачу. Требуется подобрать смазку, имеющую оптимальный вязкостный индекс. К примеру, автомасла, соответствующие по SAE классу 140, возможно использовать лишь в жарких климатических условиях. Для РФ больше подходят смазки класса SAE 90. Лучший вариант – использовать универсальные расходники. Синтетическое масло 75w90 обеспечит качественное смазывание трансмиссионных запчастей даже в низкотемпературных условиях.

Различие «ГЛ-4» и «ГЛ-5»

В чем разница между четверым и пятым GL? Отличие между ними заключается в том, что «ГЛ-4» содержит лишь четыре процента антизадирных добавок, состоящих из серных и фосфорных элементов. В «ГЛ-5» входит шесть с половиной процентов присадочных компонентов. Ввиду этого смазки имеют отличия по назначению. Пятый GL, также называемый гипоидным автомаслом, нужно заливать в высоконагруженные КПП. Лучше всего этот нефтепродукт подходит для гипоидных передач. В этом и заключается основное различие.

Наиболее грамотный подход – это использовать смазки, рекомендованные автопроизводителем. Если изготовитель машины написал в руководстве, что в трансмиссию нужно лить гипоидное масло, значит, покупайте GL-5. Заливка нефтепродукта, отличного от гипоидного, может привести к возникновению разнообразных неполадок. Так и до капремонта недалеко.

Покупайте расходники только у официальных продавцов. В противном случае вы рискуете нарваться на подделку. Она неспособна обеспечить достаточную защиту трансмиссионных запчастей от изнашивания.

Мало кто знает, что такое масло gl 5. Для смазки любых агрегатов, в которых требуется повышенная износостойкость, существуют трансмиссионное масло, главными задачами которого является отличная защита от износа, повреждений и коррозии. При смазывании механизмов, содержащих шестерни, важную роль играет способность смазки противостоять задиранию зубьев шестерней и соединению микронеровностей из-за перепада температур.

Автомобильное масло gl 5 отлично защищает детали от износа.

Что такое трансмиссионное масло

Существует множество механизмов и агрегатов, в которых рабочими инструментами служат шестерни разных диаметров, составляющие зубчатые передачи конического, червячного, цилиндрического и цепного характеров. К ним относятся механизмы с рулевым управлением, коробки передач, раздаточные и дифференциальные устройства. Все они называются трансмиссии, а их стабильная работа зависит от хорошей смазки.

Трансмиссионные масла обладают высокой вязкостью.

Поскольку все эти агрегаты имеют схожие условия эксплуатации (в их работе практически нет сильных перепадов температур и режимов), то трансмиссионные масла имеют высокую вязкость. Температура, при которой происходит его застывание, достаточно низкая. Так как в этих механизмах много резиновых уплотнительных изделий, то смазка должна иметь свойство сокращать зазоры при работе трансмиссий и не допускать деформации этих прокладок. Важно знать, что даже когда этот механизм длительное время не используется или работает не в полную силу, свойства масла сохраняются, зубчатые передачи остаются смазанными и хорошо защищенными.

Трансмиссионное масло предотвращает попадание воды или любой другой жидкости внутрь агрегата, тем самым препятствуя образованию вредных примесей и наростов на шестернях и других частях трансмиссий. Оно создает защитную пленку не только на поверхности зубьев, но и на всех деталях, тем самым защищая от коррозии и других механических и химических повреждений. Нужно помнить, что гипоидные передачи нельзя смазывать этим маслом. Для них существуют специальные гипоидные масла, содержащие различные химические компоненты, вызывающие нужные химические реакции.

Вернуться к оглавлению

Как выбрать масло

Трансмиссионные масла используются далеко не во всех механизмах, имеющих шестерни. Их можно использовать только в автомобилях обычного комплектования, с полноприводными и переднеприводными механизмами. Ни в коем случае нельзя использовать такую смазывающую жидкость в автомобилях с автоматической коробкой передач, так как в таком случае это масло не будет работать из-за высокой вязкости.

Для них существует специальная смазка, которую можно приобрести в автомагазинах.

Марка масла зависит от манеры и стиля вождения.

Каждый сам волен выбирать, какое масло лучше использовать. Есть синтетическое, полусинтетическое или масло минерального происхождения. Поскольку для узлов трансмиссии неважен температурный режим, то это свойство при выборе смазки не играет особой роли. Единственный критерий, по которому нужно выбирать масло в данном случае – это экономическая выгода. С этой точки зрения выгодно приобретать минеральную смазку, она дешевле синтетики примерно на 30 %. Большое значение при выборе смазывающих материалов имеют несколько критериев.

  1. Сила нагрузок, которые испытывают части трансмиссии в процессе работы. В этом случае смазка должна быть достаточно вязкой, чтобы происходила полная циркуляция, антикоррозийные свойства должны быть на высшем уровне. Противозадирные свойства должны преобладать над любыми другими, иначе задир шестерен неизбежно приведет к их поломке. А это выведет из строя весь агрегат.
  2. Нагрузки, которые содержат именно вращательные движения, зависящие от скорости относительного скольжения. В этом случае смазка должна обладать прекрасными защитными функциями, которые позволяют содержать в исправном состоянии все зубчатые и цилиндрические передачи. При этом резиновые уплотнители должны быть смазаны со всех сторон, чтобы не образовывалось зазоров в процессе работы.

Чтобы вышеперечисленные свойства трансмиссионных масел работали в должном режиме, в них добавляют различные присадки, которые тщательно разрабатываются и подбираются в зависимости от режима, в котором собирается работать механизм. Особенно интересны в этом плане противозадирные присадки, которые являются химическими соединениями. Эти соединения могут приносить как пользу, так и вред. Ведь химические вещества, особенно под воздействием разных температурных режимов, способны разъедать металлические поверхности. Это может привести к износу шестерен и цепей. Создаваемая защитная пленка не препятствует разъеданию, но может приостановить этот процесс.

Вернуться к оглавлению

Масла gl 4 и gl 5

Промышленность предлагает трансмиссионные масла двух групп. Это gl 4 и gl 5. Так классифицируют свои смазочные материалы европейские и американские производители. По американской системе качества (API) существуют группы смазок, отличающиеся по своим свойствам и характеристикам. Оба вида масла используются только в автомобилях с ручной коробкой передач.

Масло подходит для легкового авто российского производства.

  1. Трансмиссионное масло API gl 4 рекомендовано к использованию в эксплуатационных условиях легкой и средней тяжести. Оно может быть использовано во всех легковых автомашинах российского производства (кроме «Нивы»), а также в различных грузовых автомобилях, минивэнах и автобусах, где установлены переднеприводные передачи. Для агрегатов ведущего моста они тоже могут быть использованы. А еще для тех передач, где при работе происходит малое сдвижение осей. Такие масла есть в линейках всех ведущих производителей автомобильных масел, включая и российских. Эта смазка синтетическая или полусинтетическая, то есть произведенная в лабораториях из очищенных продуктов переработки нефти, с добавлением 4 % уникальных присадок, которые составляют целый пакет. Каждая из добавок улучшает какое-то одно свойство масла.
  2. Трансмиссионное масло API gl 5 рекомендовано к использованию в тяжелых и экстремальных эксплуатационных условиях. Применяется для полноприводных коробок (при гипоидных передачах), поскольку содержит специальные добавки именно для работы с ними. Рекомендовано российскими производителями для автомобилей «Нива», так как в этом авто присутствуют механизмы со значительным и большим смещением осей шестерен. Поскольку это масло содержит до 10 % присадок для улучшения каждого свойства смазки, то оно является самой лучшей трансмиссионной смазывающей жидкостью на сегодняшний день. Этот тип смазки содержит уникальный пакет присадок, которые разработаны в США или Европе.

Традиционное трансмиссионное масло GL-4 любой заданной вязкости имеет около ½ уровня фосфористой добавки, которая имеется в GL-5, так что связь поверхностного натяжения не так сильна, и, следовательно, при условии активных нагрузок с течение определенного времени может иметь место снятие латуни (износ запчастей коробки). Это означает, что GL-4 дает немного меньше защиты от сверхвысокого давления. Поэтому для высокоскоростных гипоидных передач API GL-4 не совсем подходит.

Если использовать масло GL-5 в коробке передач, которая требует GL-4, также наблюдается процесс преждевременного износа синхронизаторов и шестерней. Это происходит из-за оседания меди имеющейся в масле GL-5. В последнем ее больше в 4 раза, чем в масле стандарта API GL-4.

Что делать если Вы не можете найти GL-4?

Все очень просто! Отличной заменой трансмиссионному маслу GL-4 80W-90 станет масло SAE 50, которое отвечает спецификации CAT TO-4. Взаимозаменяемость тут имеет место, так как рабочие температуры очень схожи, а, в случае с SAE 50, уровень меди не превышает отметку указанную и на упаковке GL-4 80W-90.

Чем отличается gl 4 от gl 5?

К принципиальным отличиям, которые все же имеют некое значение, как для автомобиля, так и покупателя, можно отнести:

  1. Рабочие диапазоны коробки передач. API GL-4 приемлемо для использования на легковых автомобилях со «стоковыми» коробками, которые не подвержены высоким нагрузкам.
  2. Разная вязкость. GL-4 обладает меньшей вязкостью, как на прогретой коробке, так и нет.
  3. Противозадирные свойства. В отношении вышеупомянутых коробок является достойным вариантом, так как обладает сбалансированным количеством примесей меди и железа. GL-5 в своем составе имеет значительно больше меди, которая обязательно нанесет вред коробке низкого диапазона нагрузок.
  4. Цена. Этот параметр в аспекте различия трансмиссионных масел влияет исключительно на покупателя / владельца автомобиля.

Какое масло выбрать при смене конфигурации автомобиля?

Что нужно делать, если вы поставили более мощный двигатель в автомобиль или резко увеличилось HP? Рациональным решением станет применение синтетического масла GL-4. Тут играет роль также ценовая категория. Как понять, что масло выбрано правильно и его дальнейшее использование не повредит коробке? Тут все стоит отдать на волю случая или ощущения «упрямства» коробки. Если такое и имеет место, то заменить выбранное необходимо на GL-5. Слитый образец масла стоит отдать на анализ, а новое залитое проанализировать на протяжении аналогичного периода времени.


Если образец покажет превышение количества железа, то однозначно GL-4 не является подходящим. Трансмиссионное масло GL-5, благодаря более высокой вязкости, создает улучшенную защитную пленку, но при этом количество примеси меди в общем количестве масла возрастает. Так сказать: – палка в двух концах.

Если же единственным решением защиты коробки от преждевременного износа является применение масла GL-5, то компенсационным мероприятием, которое несколько исправит / уменьшит количество выпадающей примеси меди станет фильтр с магнитом.

Такая замена агрегата влечет за собой дополнительные расходы, как по части переоборудования, так и традиционных трансмиссионных масел. Специфика переоборудования предполагает замену, как синхронизаторов, так и зубчатых колес. Если синхронизаторы еще можно отнести к разряду расходных материалов, то последние стоит поберечь, а, собственно, использовать GL-5. Особенно станет полезным в тех случаях, когда мощность автомобиля увеличивается на 100 л.с. и более .

Основное отличие и рациональность покупки

Как ни крути, основным отличием таких масел является рабочий диапазон передач . Так, например, API GL-4 используют при условиях разной тяжести, а GL-5 актуален для высокоскоростных гипоидных передач и ведущих мостов, которые, в свою очередь, работают на достаточно высоких температурных режимах чередующихся с кратковременными ударными нагрузками.
Создание и сохранение противозадирных свойств очень важно для любого агрегата, в котором может использоваться любое из вышеупомянутых синтетических масел. Выбор правильного никоим образом не заканчивается в покупке и использовании высшего классом, даже того же самого API GL-5.

Наглядный пример

В качестве наглядного примера можно взять популярный и доступный автомобиль «Ланос». Лить в его коробку слишком дорогое масло кажется абсурдом, да и, как показывает практика, – нерационально. Коробка по принципу ее функционирования относится к средней степени нагрузки. Кто-то скажет, что лучше залить GL-5 и забыть о ней. Как уже было упомянуто выше, данное масло облает высоким противозадирным свойством благодаря повышенной концентрации примеси меди. Именно медь, конечно, же в излишних количествах, буквально за пол года выведет из строя синхронизаторы и другие движущие элементы. В результате потенциальный владелец получит испорченную коробку и головную боль в виде дополнительной статьи расходов.

API GL-4, в отношении того же «Ланоса», обойдется несколько дороже, так как периодичность плановых смен масла отличается от вышеупомянутого в большую сторону, но исключит возможность преждевременного износа элементов коробки.

Обратите внимание! Отработанное масло, будет ли это GL-4 или же GL-5, не может повторно использоваться в любом узле агрегатов автомобиля.

Очень часто владельцы автомобилей сталкиваются с вопросом, существует ли какая-либо разница между двумя трансмиссионными жидкостями GL-4 и GL-5. Каждое из этих масел имеет конкретное предназначение. Так GL-4 в основном используется для коробок с гипоидными или коническими передачами. Эта смазка подходит для дифференциальных механизмов ведущих мостов, испытывающих небольшие нагрузки. Обычно они работают на малых скоростях. GL-5 применяется в КП, которые работают в особо экстремальных условиях, и очень высокой температуре.

Главным отличием этих трансмиссионных масел считается наличие противозадирной присадки. В GL-4 таких присадок с большим содержанием серы содержится всего 4%. В GL-5 их намного больше – 6,5%. Они чаще применяются в коробках с сильно нагруженными передачами. GL-5 считается универсальным продуктом, его можно использовать в любой механической трансмиссии.

Свойства присадок

Благодаря большой концентрации, масло приобретает улучшенные противозадирные свойства. Оно надежно защищает коробку при высоком давлении и большой нагрузке.

Присадки с серой и фосфором надежно защищают элементы трансмиссии. Прочная пленка, покрывающая поверхность трущихся деталей, предохраняет их от преждевременного износа. Но при контакте с деталями из цветного металла прочность такой пленки намного выше, чем поверхность медной детали или другой, сделанной из более мягкого материала.

Как следствие начинает быстро изнашиваться защитный слой, а также поверхность детали. Если масло GL-5 залить в коробку, где требуется GL-4, начнет появляться медь в очень немалых объемах. В результате начнут выходить из строя медные синхронизаторы. Их быстрый износ вызывают присадки с повышенным содержанием фосфора и серы. Именно они становятся причиной появления коррозии на медных комплектующих.

Большое количество таких присадок отрицательно сказывается на работе металлических составляющих автомобиля. Профессионалы рекомендуют заливать в синхронизованные коробки смазку GL-4. Для главной передачи идеальным вариантом считается масло GL-5.

В переднеприводных машинах синхронизаторы, совместно с главной передачей, находятся в едином блоке. В этом случае водитель сам должен решить, что для него важнее: надежная защита синхронизаторов или предохранение главной передачи от появления задиров. Обычно каждый изготовитель трансмиссии рекомендует к использованию определенную марку масла.

В автомобилях французского производства, где установлена механическая трансмиссия, мастера, советуют пользоваться маслом GL-5. Некоторые компании придерживаются другого мнения. Они считают, что можно использовать и GL-4.

Смазка GL-4 содержит намного меньше серы. Иначе говоря, оба этих продукта обладают противозадирными свойствами. Они агрессивно относятся к меди. Но при этом проявление указанных характеристик происходит по-разному.

Правильный выбор

В любом случае выбирать трансмиссионное масло надо с учетом спецификации, указанной производителем автомобиля. Некоторые автолюбители идут на риск. Они допускают коррозиею синхронизаторов и заливают масло, обладающее повышенными противозадирными свойствами.

Когда автомобиль приходится эксплуатировать в очень суровых условиях, такой поступок становится необходимостью. Надо сказать, что в спецификации указываются также полуавтоматические коробки передач.

Делая выбор смазочной жидкости, необходимо учитывать свойства двигателя. Бывают случаи, когда уровень масла в коробке резко падает. Для доливки нужно использовать только ту марку масла, которая была залита ранее.

Только при особых обстоятельствах разрешается смешивать однотипные смазки для трансмиссии. Категорически запрещено смешивание, если они отличаются своим цветом. Эти продукты не совмещаются между собой.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!