Автомобильный портал - Retrovaz

Правила проведения гонки. Какие бывают автогонки? Постановка машин на стартовую решетку

Формула 1 – это, по мнению многих, королева автоспорта, ведь здесь сочетаются личные навыки гонщиков, умения в срочном сервисном техобслуживании, а также мастерство автомобильных концернов по созданию уникальных и сверх скоростных болидов. Как вы уже должны были догадаться, сегодня мы порассуждаем о гонках Формула 1: об истории, правилах, личностях и местах.

Гонка

Формула 1 – это чемпионат мира по кольцевым гонкам. Первенство проходит ежегодно, а этапы гонки Формула 1 называются – гран-при. Гран-при проходят в различных странах, обычно на выходных, с марта по ноябрь. В конце года определяется победитель – пилот и команда. Пилоты соревнуются в личностном рейтинге за титул Чемпиона мира, а команды – за кубок конструкторов.

После каждой гонки пилоты и команды, занявшие от первого по десятое место, получают очки: от 25 до 1. Подсчет ведется весь год и, собственно, определяет победителя.

Болиды, на которых выступают пилоты, как уже упоминалось, выпускаются самой командой. Автомобили должны пройти тест на ударопрочность и соответствовать техническому регламенту ФИА.

FIA – это международная федерация автоспорта, основатель Формулы 1. За соответствием всех гоночных автомобилей следят стюарды ФИА.

Правила

  1. Каждая команда выставляет на гонку по одному болиду собственного производства, только мотор может быть куплен у стороннего производителя.
  2. На каждую гонку команда выставляет по два гонщика на автомобилях одинакового цвета, но различных номеров.
  3. Во время Гран-при проводятся свободные заезды, гонки и квалификации.
  4. На пьедестал поднимаются три гонщика занявшие 1,2,3 места. Сначала звучит гимн страны клуба, по чьей лицензии выступает пилот, затем гимн страны команды автопроизводителя.

История

Идея Формулы 1 зародилась еще в 20-е годы, во время проведения Европейского чемпионата по автогонкам. Потом пришло время войн, но идея осталась. Зато немецкие гонщики оказались не при делах, так как за поражение во Второй Мировой Войне, их не допускали до гонок на протяжении 10 лет. Хоть итальянцы и были союзниками немцев, их это ущемление не касалось.

И именно итальянец и стал первым победителем Формулы 1 – это был Джузеппе Фарина на Альфа Ромео. После него 5 раз выигрывал титул лучшего гонщика аргентинец – Хуан Мануэль Фанхио, а дальше наступила эра англоязычных гонщиков из Британии, Новой Зеландии и Австралии.

Места проведения

Формула 1 – безусловно, популярнейший вид спорта. Миллионы фанатов мире мечтают о том, чтобы любимое ралли пришло и в их страну. Однако Ф1 приходит только туда, где строятся сверх современные автобаны. Мы же перечислим, где проходят гонки Формула 1 в этом году:

  • 15-17.03. – Альберт Парк, Австралия;
  • 22-24.03. – Сепанг, Малайзия;
  • 12-14.04. – Шанхай, Китай;
  • 19-21.04. – Сахир, Бахрейн;
  • 10-12.05. – Каталунья-Монтмело, Испания;
  • 23-26.05. – Монте-Карло, Монако;
  • 07-09.06. – Монреаль, Канада;
  • 28.-30.06. – Сильверстоун, Великобритания;
  • 05-07.07. – Нюрбургринг, Германия;
  • 26.-28.07. – Хунгароринг, Венгрия;
  • 23.-25.08. – Спа-Франкоршам, Бельгия;
  • 06.-08.09. – Монца, Италия;
  • 20.-22.09. – Марина Бей, Сингапур;
  • 04.-06.10. – Йонам, Корея;
  • 11.-13.10. – Сузука, Япония;
  • 25.-27.10. – Нью-Дели, Индия;
  • 01.-03.11. – Яс-Марина, Абу Даби;
  • 15.-17.11. – Америк, США;
  • 22.-24.11. – Интерлагос, Бразилия.

Личности

Даже те, кому безразличны королевские гонки Формула 1, знают и чтят имя Михаэля Шумахера. Ведь этот человек стал живой легендой Формулы 1, будучи самым результативным гонщиком во всех категориях.

Раз уж мы заговорили о героях, то нельзя не вспомнить гонщика, который стал чемпионом посмертно – это был Йохен Риндт. Гонщик разбился во время субботней гонки, однако его преимущество в очках сделало его чемпионом, когда сам он был уже мертв.

Самым опытным гонщиком считается Рубенс Баррикелло. Гонщик провел 325 гран-при за карьеру.

Много любителей понаблюдать за гонками Формулы 1 достоверно не знают, что именно включают в себя правила этих гонок. Определение рассматриваемого вида спорта имеет техническую и общую сторону.

В первом случае Формула 1 представляет собой перечень норм технической направленности, а также требований и правил, в соответствии с которыми проходит организация и проведение первенства мира. Корректирует, дополняет и изменяет правила Международная Автомобильная Федерация – FIA. Она выполняет функцию основного руководящего органа всех спортивных гоночных состязаний на мировом уровне. Правила соревнований, прежде всего, направлены на максимальную гарантию безопасности пилотов, участников гонок, а также болельщиков на трибунах. Кроме того, в приоритете стоит обеспечение развития автоспорта, чтобы гонки не выглядели, как элитный и экзотический вид спорта.

В общем понятии рассматриваемая дисциплина – это чемпионат мира по кольцевым автогонкам. Его розыгрыш проходит каждый год и состоит из этапов или Гран При. По результатам каждого сезона в персональном и групповом зачетах присуждаются победные места. Лидер в индивидуальном рейтинге получает почетный титул чемпиона мира, а команда – Кубок конструкторов.

Особенности

Рассматриваемая гоночная дисциплина с централизованным подсчетом очков проводится с пятидесятых годов прошлого века.

Формула 1 относится к мировой элите среди кольцевых гонок. В связи с этим ее часто называют «королевой автомобильного спорта». Автогонщики, достигшие вершин в этой дисциплине, известны всей мировой общественности.

Всемирную популярность автогонки обуславливают несколько причин:

  1. Самые современные разработки и технические инновации в Формуле-1 делают ее болиды самыми стремительными автомобилями с учетом ограничений, установленных специальным регламентом;
  2. Этот вид спорта – один из самых дорогих на планете. Команды и их спонсоры ежегодно тратят десятки, если не сотни миллионов, солидная часть которых уходит на внушительные гонорары пилотов;
  3. Всеобъемлющая популярность. В разных частях мира десятки миллионов поклонников наблюдают за каждым Гран При, а на трассах присутствуют сотни тысяч болельщиков.

Ниже приведены основные принципы, на которых базируется «королева автоспорта».

Календарь

Формула 1 имеет собственный календарь, состоящий из нескольких заездов (Гран-При). Проводятся они в абсолютно разных странах, где имеется подходящая трасса, обустроенная по всем требованиям правил. Среднее число этапов составляет от 15 до 20 в год. Первый заезд по традиции производится в марте, последний этап завершается в середине осени.

Календарь чемпионата мира гоночных соревнований разрабатывается FIA и тиражируется за 12 месяцев до начала очередного сезона. Хозяева автодромов персонально оформляют договоры с представителями Формулы 1 о проведении у себя Гран При. Неудивительно, что принятие этапа всемирно известной гонки существенно повышает статус трассы.

Гран-При

Одна команда на каждый этап может заявить максимум два пилота. Сезонный лимит на гонщиков для каждого коллектива составляет четыре человека.

Гран При подразделяются на несколько дисциплин, а именно:

  1. Свободная практика. Сессия состоит из трех партий. Две из них, длиной по полтора часа, проходят в четверг или пятницу, третья часовая серия стартует в субботу утром. Эти заезды ориентированы на подготовку пилотов и команд к следующим этапам. По факту, идет знакомство с трассой, корректировка настроек болида и подбор подходящей стратегии;
  2. Квалификация. Эта серия заездов предназначена для выяснения стартовых позиций пилотов в гонке. Рассматриваемая серия состоит из трех частей: по 20, 15 и 10 минут. В первом заезде участвуют все гонщики, вторая часть ждет лучших 16 пилотов. Третью серию проходят следующие лидеры с 1 по 10 места. Победитель квалификации занимает поул-позишн, что означает его старт в гонке с первого места;
  3. Гонка – финальный и самый важный этап любого Гран-При. Днем его проведения обычно выбирается воскресенье. На стартовой позиции все участники выстраиваются на прямой в порядке, который определяется в зависимости от квалификационных результатов и штрафных начислений. В среднем протяженность гонки составляет 300 километров, а число кругов колеблется от 50 до 70. Правила регламентируют, что во время гонки дозаправка гоночного болида не разрешается. Также все пилоты обязаны сделать заезд, как минимум, на один пит-стоп. Это связано с тем, что по регламенту во время гонки должно быть использовано два типа резины.

Старт и финиш

Перед стартом гонщиков гаснут красные сигналы, включаются два зеленых светофора, болиды уходят на полуминутный круг прогрева, после чего зеленые фонари тухнут. Автомобили выстраиваются на стартовых позициях с включенными моторами. В течение пяти секунд вспыхивают все пары красных световых элементов. Через секунду они одновременно деактивируются, что свидетельствует о начале гонки.

Ложный старт чреват 10 секундами пит-стопа. Если произошла отмена старта, включаются красные огни. Мигающие фонари оранжевого цвета свидетельствуют о том, что старт откладывается, когда болиды находятся на прогреве, но еще не вступили в гонку. Из-за погодных условий старт может быть отложен на неопределенное время, например, если пошел дождь за 5 минут до начала гонки.

Финиширует лидирующий пилот Формулы 1 после взмаха клетчатого флага. Следующие за ним гонщики также заканчивают гонку и уезжают в специальный парк для отстоя. Если флаг показан раньше или позже чем положено, гонка считается завершенной, а спортсмену присуждаются результаты прохода предпоследнего круга.

Расцветка флагов в проведении гонки используется разнообразная, каждый из оттенков имеет свое значение (от свидетельствования об опасности на трассе до вынесения предупреждения гонщику).

В целях усиления безопасности современная гонка Формулы 1 дополнительно оснащается противоаварийными и защитными системами. Болиды оборудованы дугами безопасности, боковины корпуса сделаны более приподнятыми, экипировка гонщика состоит из негорючих материалов. Используется специальная конструкция защиты шейно-головного отдела. На то, чтобы выскочить из авто в аварийной ситуации, пилоту дается 5 секунд, за которые он должен успеть снять руль, ремни безопасности, а затем поставить руль на место за то же время.

Статьи о спорте

Кубок Шпенглера: всё о турнире

Старейший хоккейный турнир Европы Spengler Cup или Кубок Шпенглера – ежегодные клубные соревнования, которые...

В последние выходные марта, после четырех месяцев перерыва, лучшие водители планеты вновь завели двигатели своих болидов в рамках первого этапа нового сезона Формула 1 — Гран-При Австралии. Чемпионат 2017 года обещает стать более зрелищным, благодаря новым правилам и техническим регламентам, которые приведут к большему количеству обгонов, и новым скоростным .

Одними из самых интересных нововведений являются изменения в конструкциях болидов, среди которых более широкие шины и крылья, предназначенные для улучшения прижимной силы и максимального сцепления с трассой, что и обеспечивает более высокие скорости во время прохождении поворотов.

Новые болиды Формула 1, появившиеся в этом году на стартовой решетке в Мельбурне, не похожи на ранние автомобили Alfa Romeo с гонок 1950 года, или болиды, на которых легендарный Джеки Стюарт стремился к своим победам в 60-70 годах. Сегодня они длиннее, ниже, быстрее, и оснащены огромным количеством : от активных подвесок до различных систем контроля устойчивости.

Взгляните, как развивались гоночные болиды Формула 1 на протяжении последних шести десятилетий:

Чемпионат мира Formula 1 официально стартовал в 1950 году, и автомобили тех лет было бы совсем трудно узнать современному болельщику. В первом сезоне гонок болидам марки Alfa Romeo не было равных.

Фото: Гран-При Великобритании, Сильверстоун (1950)

К середине 1950-х годов в правилах гонок появились ограничения объёма двигателя, хотя на тот момент у команд была возможность использовать в двигателях турбины и всевозможные нагнетатели. В 1958 году новые правила обязали команды и их автомобили сжигать стандартное бензиновое топливо, вместо спиртового, которое использовали в те годы.


Фото: Стирлинг Мосс за рулём болида Cooper на трассе в Гудвуде

В 1968 году в попытках улучшить аэродинамические характеристики, среди команд было популярно использование огромных задних крыльев, установленных на высоких стойках. По словам историка автоспорта Дона Каппса, эта идея была позаимствована из американо-канадских гонок Can-Am. Тот год стал особенно трагичным, и унёс жизни пяти пилотов. В скором времени руководство чемпионата запретило высокие крылья и ввело новые правила безопасности.


Фото: Роб Уокер за рулём болида Lotus на Гран-При Германии

1970-е годы подарили Formula 1 более привычный формат с большим количеством технологических новшеств и возросшей скоростью. В 1978 году гонщик Марио Андретти выиграл чемпионат Formula 1 за рулём потрясающего Lotus 79 — болида, который использовал новую аэродинамику, эффективно превращая нижнюю часть автомобиля в эквивалент огромного крыла для дополнительной прижимной силы.


Фото: Болид Lotus 79

RS01 стал первым современным болидом, на котором был установлен турбокомпрессор, хоть согласно правилам это разрешалось сделать еще более 10 лет назад. Первоначальные проблемы с надежностью технологии подарили автомобилю прозвище «желтый чайник» из-за периодически выпускаемых облаков белого дыма. В 1979 году болид проявил себя в полной мере, после чего технологию «турбо» быстро приняли на вооружение и другие команды.


Фото: Болид Renault RS01, Лонг-Бич, Калифорния, 1978 год

В 1981 году болид Джона Уотсона — MP4 возможно не выглядел революционно, но был первым гоночным болидом, сделанным как цельный композитный монокок из углеродного волокна, а не из металла. Такая конструкция сделала автомобиль невероятно легким, жестким и сильным. Несмотря на обеспокоенность командами вопросами безопасности при столкновениях, такое решение быстро стало стандартом при построении гоночных болидов.

В 1983 году руководством гонок был полностью запрещен экстремальный прижимной граунд-эффект , в связи с чем на болидах, подобных Brabham BMW BT52 Нельсона Пике, были модифицированы нижняя и боковые стороны. К тому времени в автомобилях устанавливались прожорливые турбо-двигатели, поэтому в гонки были повторно введены пит-стопы для дозаправок. Просуществовали они, впрочем, недолго, и были запрещены вновь в 1984 году.

80-е годы были эрой «турбо». К 1986 году мощность моторов стала рекордно высокой, и в некоторых версиях превышала 1300 лошадиных сил. В попытках обуздать безумную силу двигателей болидов Формула 1, и сделать гонки более безопасными, к концу 80-х были введены ограничения на допустимое давление турбин, а в 1989 году турбодвигатели были запрещены полностью. Двигатели вернулись к внушительным объёмам в 3,5 литра с технологиями в 8-12 цилиндров.


Фото: легендарный пилот Айртон Сенна в своем McLaren MP4 / 5 на Гран При Великобритании 1989 года.

Прошло почти десятилетие без трагических событий в гонках, когда выдающийся гонщик Айртон Сенна на своем Williams FW16 погиб в результате аварии на Гран-При Сан-Марино в 1994 году. К тому году команды широко использовали электронику в конструкции болидов, оснащая автомобили системами активной подвески, рулевым усилением и полуавтоматичечской коробкой передач, и уменьшая тем самым роль пилота в гонке. Смерть Сенны спровоцировала очередной ряд технических запретов со стороны руководства чемпионата.

К концу 2000-х годов благодаря равномерно подобранным и надежным автомобилям, гонки постепенно теряли былую динамику и становились скучны для зрителей. В ответ на это, руководство вновь обновило правила, уменьшив обороты двигателя и позволив регулируемым крыльям изменять аэродинамику во время гонки.


Фото: Болид Ferrari F150 во время тестов на трассе имени Рикардо Тормо в Испании.

2014 год ознаменовался переходом на более скромные 1,6-литровые двигатели с турбонаддувом и шестью цилиндрами. При этом командам было разрешено использовать более продвинутые системы рекуперации кинетической энергии KERS, которые во время торможения накапливали энергию крутящегося колеса, чтобы после использовать её во время ускорений.


Фото: Болид RB10 команды на зимних тестах в Херес-де-ла-Фонтера, Испания.

В сезоне 2017 года особое внимание со стороны руководства гонок уделяется обгонам, в связи с чем связаны отмены различных аэродинамических ограничений для команд. Новые болиды Формула 1 стали еще ниже, более обтекаемы, и «переобуты» в широкие покрышки, что позволяет им становиться быстрее в поворотах, и делать гонки более захватывающими для зрителей. MP4-X, управлять которым пилот сможет даже без руля. Такой э кстремальный концепт трудно себе представить в настоящее время, но последние 60 лет показывают, что технологии Formula 1 не долго стоят на месте.


Фото: электрический концепт-болид McLaren MP4-X. По материалам: Wired

У Вас нашлось дополнение к информации в статье или Вы заметили ошибку? Пожалуйста, напишите нам об этом в комментариях ниже.

Вчера снимал заключительный этап чемпионата мира в классе автогонок "Формула-1" - Гран-при Бразилии. Гонка завершилась победой Марка Уэббера на "Ред Булле". Я впервые оказался на гонках Формулы 1, до этого видел их только по телевизору. Как оказалось, смотреть по телевизору гонку гораздо интереснее, так как на треке ничего не видно и не понятно. Зато за два часа я смог понять, как все работает, побывать в боксах команд и даже немного разобраться в правилах.

01. Многие называют Формулу-1 «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». Формула-1 считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой - с высочайшими техническими достижениями Формулы-1, делающими её болиды самыми быстрыми гоночными машинами в рамках ограничений, устанавливаемых техническим регламентом. На фото Пит-лейн - часть гоночной трассы, на которой располагаются боксы команд, участвующих в гонке. На пит-лейн производятся пит-стопы.

02. До и после гонки здесь можно было погулять и посмотреть боксы команд. На фото бокс команды Torro Rosso.

03. Машины привозят в разобранном состоянии и каждый раз собирают с нуля. Единственная деталь, которую не трогают - мотор. Всего у команды 8 моторов на сезон. Больше нельзя.

04. На выездные гран-при машины обычно доставляют самолетом, а все оборудование отправляют по морю. На близкие гран-при все едет в грузовиках. Кстати, в случае, если соревнования проходят недалеко, команда также самостоятельно организует зоны отдыха для гостей и пилотов. В случае выездных гонок приходит довольствоваться услугами трассы, что зачастую не очень удобно.

05. Команды Формулы-1 также называются конюшнями по аналогии со скачками, столь популярными в Великобритании, в которой и зародилась Формула-1 и из-за того, что первыми боксами для болидов Ф1 были старые конюшни. Из скачек также пришли термины стюард (в Формуле-1 c 2006 года - человек, который постоянно присутствует на всех этапах чемпионата мира и выносит решения по конфликтным вопросам) и поул-позиция.

06. Лаборатория Касперского спонсирует Феррари. У них три наклейки. также будет логотип на комбинезоне пилота.

07. По правилам механики должны ходить в шлемах и специальном комбинезоне.

08. Кстати, почти вся команда Феррари летает эконом-классом. Только пилоты и руководство команды позволяют себе комфорт, на остальных экономят;)

09. Шлем Масса.

10. Бокс во время гонки. Механики ждут болид на пит-стоп.

11. На асфальте стоят метки, где должна остановиться машина. Чем точнее пилот припаркует болид, тем быстрее поменяют резину. В течение гонки команда может провести произвольное число пит-стопов для смены резины и/или проведения необходимого ремонта и обслуживания болида. Чаще всего команды проводят от 1 до 3 пит-стопов для каждой машины. В случае повреждения машины на пит-стопе могут быть заменены некоторые её части, такие как передний обтекатель с антикрылом, руль и т. п.

12. Устройство для снятия колес)

13. Пустой бокс.

14. Вопрос с топливом каждая команда решает самостоятельно. Феррари работает с Shell. Под каждую трассу топливо адаптируют. Бедные команды покупают топливо у организаторов. С 2010 года дозаправка болидов в течение всей гонки запрещена, таким образом в болидах был увеличен топливный бак, что существенно сказалось на весе болида и его управляемости. На гонках у Shell есть свою лаборатория, где они снимают пробы отработанного масла, чтобы посмотреть есть ли износ материалов. Моторы сделаны из разных материалов, чтобы по частицам этих материалов можно было определить, в каком месте идет неправильный износ.

15. С болида Формулы-1 непрерывно передаётся телеметрия - информация о состоянии и поведении машины. За телеметрией следит персонал команды. Обратная связь запрещена, то есть управлять болидом из боксов нельзя.

16. На формуле 1 запрещено вести профессиональную видеосъемку. Коммерческими правами на трансляцию владеет FOM (Formula One Management), получить аккредитацию очень сложно.

17. С другой стороны от пит-лейна. Здесь располагаются домики с едой и напитками для команд.

18. Кстати, большинство людей, обслуживающих гонку - волонтеры. Судьи, члены технической комиссии, охранники - зачастую не получают денег, иногда им даже не оплачивается дорога и проживание.

19. Кстати, результат гонки влияет не только на доход команды, но и на представительские возможности для команды. Чем больше очков ты заработал, тем больше гостей ты смоешь пригласить в следующем году. Тем лучше и больше будет шатер для гостей. На фото домик для команды Феррари, здесь во время гонки можно перекусить, а после гонки выпить. Здесь пилот скрывается от фанатов;)

20. На пилотов сразу набрасываются корреспонденты. Чемпион мира Льюис Хэмилтон дает интервью.

21. Касперский)))

22. Обычно на проведение гонки нужно пять дней:
В среду приезжает персонал.
В четверг все готовится к приему гостей. Четверг исторически на трассе - медиа день. Команды делает все анонсы и важные заявления, на трассе присутствует вся пресса. В четверг также приезжают пилоты.
Пятница первый день тестов. Подбираются основные настройки. Пилоты "вкатываются" в трассу и подбирают оптимальные настройки для своих болидов.
В субботу квалификация.
Сама гонка всегда в воскресенье.

23. В Формуле-1 все жестко регламентировано - от масла и состава топлива до размеров болида. Перед заездом машина проходит несколько проверок.

24. Развесовка - машина должна весить вместе с пилотом (обычно 70 кг) и топливом (190 кг) 640 не меньше. Если вдруг пилот перед гонкой резко похудел - могут довесить штрафной килограмм. Машина взвешивается до гонки и после гонки, так как многие команды жульничают.

25. В пелотоне Формулы-1 нет болида под номером 13: после 12-го сразу идёт 14-й. Поскольку в Европе в число несчастливых входят большей частью нечётные числа (например, для итальянцев несчастливым считается число 17), то вплоть до 1970 года на некоторых Гран-при (в 1970 - только на Гран-при Италии) участники получали только чётные номера.

26. С 1973 года принято, что номер 1 должен получать чемпион мира предыдущего сезона, вне зависимости от того, остался ли он в своей команде или перешёл в другую (а номер 2 - его напарник по команде, вне зависимости от занятого им самим места в чемпионате мира прошлого года).

28. Гонка проводится в воскресенье, с 14:00 по местному времени в европейских странах и в более позднее время в азиатских странах и Австралии, чтобы трансляция в Европе не пришлась на слишком раннее утро. За гонку пилоты должны проехать количество кругов, которое заранее определяется исходя из длины круга автодрома. Количество кругов подбирается так, чтобы общая дистанция гонки была равна или минимально превосходила 305 км (исключение - 260 км на Гран-при Монако). При этом гонка не может продолжаться более двух часов. Это означает, что если за 2 часа лидер не преодолеет всю дистанцию гонки, то по истечении 2 часов круг, на котором в данный момент будут находиться гонщики, будет объявлен последним.

29. Хотя машины Формулы-1 нередко превышают скорость 300 км/ч, по абсолютной скорости Формула-1 не может считаться самой быстрой автогоночной серией, так как многие параметры моторов в ней существенно ограничены (ограничен объём, запрещён турбонаддув, и т. п.). Тем не менее, по средней скорости на круге среди шоссейно-кольцевых автогонок (исключая т. н. «овалы») Формуле-1 нет равных. Это становится возможным благодаря очень эффективным тормозам и аэродинамике.

30. Мощность двигателей 750-770 л.с. Системы предварительного охлаждения воздуха запрещены. Также запрещено подавать в двигатель что-либо, кроме воздуха и горючего. Начиная с 2008 года регламент на моторы «заморожен», то есть доработки двигателей запрещены за исключением отдельных изменений связанных с надёжностью.

31.

32.

33.

34. Так выглядит резина после гонки и все потому, что гонщики специально собирают резиновые червячки вне траектории, чтобы общий вес болида был не ниже предельно допустимого. Это жульничество, тем не менее, ФИА закрывает на это глаза.

35. На каждую гонку есть определенное количество комплектов резины. Используют 3 вида шин: «слики» - для сухой трассы, «микст» или «промежуточные» - для слегка влажной и «дождевые» - для сильно влажной. Шины для сухой трассы различают по твердости: «суперсофт» (наиболее мягкие), «софт», «медиум» и «хард» (наиболее твердые). Дождь является скорее исключением для Формулы-1, поэтому чаще всего используются шины для сухой трассы. По регламенту нужно использовать два вида резины за гонку.

36. Не бывает двух одинаковых комплектов резины, они хоть и незначительно, но отличаются. Команда говорят производителю свои пожелания и требования, а задача производителя сделать идеальную шину, которая устроит все команды. В соответствии с п. 12.7.1 Технического регламента Формулы-1, шины могут быть наполнены только воздухом или азотом.

37. Резина после вылета болиды с трассы выглядит так;)

38. Резина у всех команд одинаковая. Сейчас поставщик резины Pirelli. После использования Пирелли забирает шины, изучает износ и отправляет на переработку.

39. Для каждой машины есть свой инженер, который заведует шинами. Он смотрит уровень износа, работает над оптимальным давлением в резине. В каждом колесе может быть разное давление, все зависит от трассы.

40.

41. И еще, у каждого пилота есть бутылочка. Она не пренадлежит команде, поэтому пилот сам ищет спонсора на оформление бутылки. Например у Себастьяна Феттеля большая банка РедБула. Внутри, конечно, не энергетический напиток. За РедБул или даже чашку кофе пилота могут дисквалифицировать.

42. Гонщики Формулы-1 одеты в специальные комбинезоны фирмы Sparco, выдерживающие открытое пламя в течение 14 секунд. Кроме того, гонщики обязаны надевать бельё, подшлемники, обувь и перчатки из негорючих материалов, изготовленные сертифицированными производителями. Шею гонщиков, подвергающуюся во время аварий огромным нагрузкам, защищает система защиты шеи и головы пилотов HANS (Head And Neck Support), адаптированная для нужд Формулы-1. На фото Фернандо Алонсо.

43. По окончании гонки первые 10 пилотов, а также их команды, получают очки по системе 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Пилоты, занявшие первое, второе и третье места, поднимаются на подиум и получают кубки. Также кубок получает представитель команды-победителя. В честь победителя звучит гимн его страны, а затем - гимн страны, за которую выступает команда победителя. Затем следует традиционный душ из шампанского: пилоты обливают друг друга шампанским, поздравляя с успешно проведённым Гран-при.

44. Победил вчера австралиец Марк Уэббер из команды Red Bull Racing. Вторым финишировал его партнер по команде - двукратный чемпион мира немец Себастьян Феттель. Британец Дженсон Баттон из McLaren был третий. Россиянин Виталий Петров (Lotus Renault) в протоколе гонки и в личном зачете расположился на десятых местах. Кстати, в Бахрейне и Абу-Даби вместо шампанского используется безалкогольный газированный напиток, из-за исламских ограничений.

45. Преодолевая жёсткую конкуренцию, почти всю жизнь гонщики движутся к вершине автоспорта, но лишь немногим удаётся достичь поставленной цели. Попав в Формулу-1, пилоты уже зачастую не могут участвовать в других гоночных сериях из-за ограничений, накладываемых на них подписанным контрактом. Здесь играют свою роль и требования спонсоров команды, которых не устраивает выступление «их» гонщика за другие команды.

46.

47. После окончания сезона болид хранят год, после этого команда может использовать его по своему усмотрению, например продать. Машина, на которой Шумахер выиграл чемпионат может стоить от 8 миллионов долларов долларов;)

48. Формула-1 является самым дорогим видом автоспорта. Бюджеты успешных команд измеряются сотнями миллионов долларов. Гонорары ведущих пилотов и ведущих специалистов измеряются миллионами (а иногда десятками миллионов) долларов. А еще здесь все всем и за все платят, я даже запутался в сложных схемах. Пилоты платят за лицензию и возможность участия, команды платят пилотам, спонсоры платят командам, также спонсоры должны оплачивать всех гостей, которых они приглашают на гонку, зрители платят организаторам, организаторы платят FIA. В общем, очень сложная и запутанная схема, кто в итоге зарабатывает непонятно;).

49. Команда Лотус празднует 10-е!!! место в кубке конструкторов с нулем очков:)) (Лучшая позиция команды в нынешнем сезоне, если я не ошибаюсь - 12-е). Это лучшая из команд-новичков, к которым также относится Маруся Вёрджин и HRT. Т.к. 10-е место они заняли второй год подряд - то они будут среди тех, кто получает деньги с телетрансляций от FOM.

50. Большое спасибо

Или гонок Гран-При включают в себя свободный заезд, квалификацию и гонки. Гран-При проводится всего 3 дня, В пятницу, субботу и в воскресенье. Гран-При Монако проводит свободные заезды в четверг. С чего все когда то начиналось — .


Сезон включает в себя примерно от 7 до 19 гонок Гран-при и проводится с марта по ноябрь. Одна команда на Гран-при может выставить двух пилотов в квалификации и гонке. В пятничных свободных заездах возможно участие и третьего пилота, но участвующих машин будет все равно только две.

Свободные заезды

По правилам формулы 1 свободные заезды по 3 сессии проводятся для и тренировки управления болидом.

  • 1-я сессия проходит в пятницу с 10.00 до 11.30 ч.
  • 2-я сессия проходит также в пятницу с 14.00 до 15.30 ч.
  • 3-я сессия проводится в субботу с 11.00 до 12.00 ч.

Полный календарь Ф1

Квалификация

По правилам формулы 1 гонки квалификации проводятся в субботу с 14.00 до 15.00 ч. по местному времени.

  • 1-я сессия проходит с 14.00 до 14.30 ч. с участием всех гонщиков. Число кругов – произвольное. Пилоты, занявшие последние 7 мест, из борьбы за стартовое место выбывают. Им достаются с 18 по 24 места.
  • 2-я сессия проходит с 14.27 по 14.42 ч. с произвольной ездой. Снова выбывают .
  • 3-я сессия проходит всего 10 минут с 10-ю лучшими участниками 2-й сессии с 14.50 до 15.00 ч., также с произвольной ездой. Лучшие 10 пилотов занимают первые места на стартовой решетке гонки.
  • Количество топлива в баках – неограниченно. В квалификации нельзя мешать другим гонщикам в ходе соревнования.

Гонка

После того, как закончилась квалификация, болиды первой десятки оставляют в закрытом парке без регулировки и замены деталей до начала гонки. Следующие после 10 гонщики могут поменять резину. Все участники меняют резину, если пошел дождь, или наоборот, лужи высохли.

Гонка проходит в воскресенье. Количество кругов уже четко установлено. Дистанция – не менее 305 км, кроме Гран-при Монако. Время – не более 2 часов. Если гонка будет остановлена, добавляется дополнительное время, но в итоге соревнование не должно превышать 4 часов. Дозаправка запрещена. Разрешено менять поврежденные резину и запчасти. Количество пит-стопов, то есть вынужденных остановок, чаще всего случается от 1 до 3-х. Иногда это приводит слабые болиды к успеху.

На пит-лейне скорость в гонке необходимо снизить до 100 км в час, а в свободных заездах и городских Гран-при, скорость снижают до 60 км в час.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Спортивный регламент

Основатели FIA Formula One World Championship (Формулы 1) составили свод правил под названием Спортивный Регламент, в которых прописаны положения проведения гонок, права гонщиков, их обязанности. Следят за строгим соблюдением регламента стюарды Международной федерации автоспорта

Основные положения

FIA Formula One World Championship или Формула -1 представляет собой ежегодные соревнования на мировой чемпионат по кольцевым гонкам на болидах с открытыми колесами. В Формулу -1 входят отдельные этапы со статусом Гран-при. Чемпионы выявляются с помощью очков, набранных в Гран-при, которые в конце года суммируют. Победитель обладает наивысшим количеством очков. Пилоты соревнуются за мировой чемпионский титул, а , занявшие первое место, получают Кубок Конструкторов.
Участники гонки, пропустившие соревнования по неуважительным причинам платят штраф.

Болиды

С легкой руки французов гоночные машины в 1980-е годы получили свое сегодняшнее название – болиды. Правила Формулы 1 предусматривают точные регламенты относительно и самих болидов а не только формы проведения гонок. Каждая команда выставляет на гонки 2 болида собственной конструкции и пилота. Острая конкуренция побуждает к множественным открытиям технических новинок.
Все болиды обязаны соответствовать техническим требованиям регламента и сдать тест на ударопрочность. Регламент и гоночная серия находится под эгидой FIA (Международной автомобильной федерации).

Если шасси болида создают собственные конструкторы, то двигатели можно закупать у разных производителей.
Сегодняшний болид выполнен из углепластика с четырьмя колесами вне корпуса. Задние колеса являются приводными, а передние – ведомыми. Управляется болид рулем, педалями газа и тормоза.

Топливный бак изготовлен из прорезиненного баллона и разделен ячейками для безопасности. Он расположен между двигателем и пилотом.
8-ми и 10-и цилиндровые двигатели объемом 2,4 до 3 литров обладают мощностью до 770 л. сил. Турбонадув и перегрузка не разрешаются. Максимально разрешено 18 000 оборотов в минуту.

Все болиды оборудованы пружинящей подвеской. Место пилота должно выниматься вместе с самим пилотом.
Цветовое и художественное оформление болидов в одной команде должно быть одинаковым. Невыход машины на старт или участие только одного болида карается штрафом. В каждом Гран-при участвуют 2 гонщика от одной команды.

  • Высота болида – не выше 95 см или 37.43 дюйма.
  • Ширина болида – не более 180 см или 70.92 дюйма.
  • Вес с водителем – не менее 600 кг или 1.322 фута.
  • Ширина передних колес – от 30.5 см или 12.07 дюйма до 35.5 см или 13.98 дюймов.
  • Ширина задних колес – от 36.5 см или 14.38 дюймов до 38 см или 14.97 дюймов.
  • Диаметр колес – не более 66 см или 26 дюймов.

Система очков

От 1 до 25 очков получают пилоты и команды в Гран-при за первые 10 мест. Очки начисляются следующим образом: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. На чемпионский подиум поднимаются первые три гонщика. Количество очков в гонке прибавляются к сумме очков остальных гонок в рамках Формулы -1, как пилотам, так и командам. Запасным пилотам очки зачисляются на их личный счет. Одна команда имеет право за один сезон выставлять до 4 гонщиков. Каждый пилот для участия в Гран-при должен получить суперлицензию FIA.

В честь команды — победителя играют гимн страны, которая выдала лицензию на участие в гонках. В честь победителя — пилота играют гимн страны, выдавшей лицензию клубу, от имени которого выступает пилот. Гимн звучит один раз при условии, если совпадают страны команды и победителя — пилота.
Данные правила могут содержать неточности на данный момент, так как отдельные части регламента иногда меняется каждый сезон.

Шины

Шины для Формулы 1 поставляет только одна кампания Pirelli. Использование только одной фирмы-поставщика обусловлено снижением затрат на разработку и тестирование. За 3-х дневное проведение гонки в распоряжении пилотов находятся 11 комплектов шин двух спецификаций для сухой погоды, 3 комплекта дождевых шин и 4 комплекта промежуточных шин.

Определить спецификацию шин для сухой погоды можно по боковым частям колес, где нанесены надписи соответствующего цвета. Это позволяет сразу увидеть, не нарушены ли правила гонки.

  • Красный цвет – супер — мягкие шины
  • Желтый цвет – мягкие шины.
  • Белый цвет – средние шины.
  • Оранжевый цвет – жесткие шины.

Гонщики обязаны использовать в соревнованиях как жесткие, так и мягкие категории шин.

Безопасность гонщиков

После трагической гибели гонщика в 1994 году правила Формулы 1 немного изменились и болиды стали оснащать мерами безопасности. Приподняли боковины корпуса, установили дуги безопасности позади кокпита. Одежда и обуви для гонщиков изготовлена из негорючих материалов. Применяется специальная система защиты головы и шеи.
За 5 секунд пилот должен успеть снять ремни безопасности, руль и выскочить из машины, а затем снова за 5 секунд поставить руль на место.

Машина безопасности

Машину безопасности или «пейс-кар» применяют в случаях физической опасности для гонщиков, зрителей, и другим лицам при условии невозможности остановить гонку.

При необходимости машина безопасности с мигающими оранжевыми сигналами выезжает из пит-лейна на трассу. Маршалы показывают флаги желтого цвета и таблички с надписью «SC». Все пилоты должны понизить скорость и выстроиться вслед за машиной безопасности на значительном расстоянии.
Обгоны в это время запрещены кроме прямого указания пилоту на обгон машины безопасности. Если у какой-либо машины случится непредвиденное замедление, обгон также разрешается. Можно обгонять болиды, еще не выехавшие из пит-лейна до момента пересечения ей второй линии первой линии сейфти-кара. Или болиды, въезжающие на пит-лейн после пересечения ей первой линии первой линии сейфти-кара. Разрешен обгон машины, стоящей на пит-лейне.

Если на трассе между лидером и машиной безопасности едут другие гонщики, они, по зеленому сигналу должны обогнать машину безопасности и к следующему кругу присоединиться к концу общей группы. Если трасса частично заблокирована, машина безопасности может проехать через пит-лейн. После полного устранения угрозы здоровья и жизни людей машина безопасности гасит оранжевые сигналы, покидает трассу в конце круга и заезжает в бокс. Светофор включает зеленые сигналы, выставляются зеленые флаги и гонка возобновляется.

Остановка гонки

Правила Формулы 1 позволяют остановить Гран-При. Если гонку нужно приостановить, светофор загорается красным светом, маршалы выставляют красные флаги и выезд из пит-лейна блокируется. Пилоты занимают места на стартовой решетке в соответствующем порядке. Болиды, не сумевшие подъехать к линии красного флага из-за препятствий на трассе, продолжат путь после расчистки трассы в том же порядке, как и до остановки.

При остановке на трассе пилоты действуют по указаниям маршалов. Возобновление гонки проходит аналогично старту за машиной безопасности. Все болиды на стартовой решетке, находящиеся впереди лидера, должны проехать круг без обгонов и заехать на стартовую решетку сзади остальных машин.
При остановке гонки на незаконченных 2-х кругах, старт считается недействительным.

При остановке законченных 2-х кругов и более, но меньше 75 % от общих кругов, старт возобновляется в порядке нахождения машин перед остановкой гонки. Остановка гонки после 75 % кругов считается окончанием гонки. Результаты каждой машины определяются по ее местоположению перед сигналом об остановке.

Классификация

Пилоты получают классифицию, если они не были дисквалифицированны и прошли не менее 90% от количества кругов лидера. Причем округление счета ведется в меньшую сторону. Классификация – единственный официальный результат Гран-при. Например, если победитель наездил 70 кругов, то классификацию пройдут гонщики, которые прошли 63 и больше кругов (70 х 0,9 = 63). Чем больше пройденных кругов, тем высшее место занимает пилот. При одинаковом количестве кругов высшее место занимает тот, у кого это заняло наименьшее время. Первые три победителя пилота и представитель команды чемпиона получают кубки.

Флаги Формулы 1

  1. Клетчатый флаг – окончание гонки.
  2. Красный флаг – Остановка гонки.
  3. Черный флаг – Дисквалификация гонщика.
  4. Флаг из черного и белого треугольников – Предупреждение гонщику.
  5. Черный флаг с оранжевым кругом в центре – сообщение гонщику об опасности технического состояния его машины.
  6. Жёлтый одиночный флаг – приказ о снижении скорости и запрете обгона в связи с опасностью.
  7. Желтый двойной флаг — приказ о снижении скорости и запрете обгона, а также о готовности к остановке.
  8. Флаг с желто — красными полосами – ухудшение сцепления колес с дорожным покрытием из-за дождя или разлитого масла.
  9. Зеленый флаг – конец опасности. Возобновление движения.
  10. Белый флаг – по трассе едет медленный автомобиль.
  11. Голубой флаг – знак пилоту, которого хотят обогнать.

Спортивный регламент для старта и финиша

Постановка машин на стартовую решетку

  • Стартовые позиции с линиями образуют стартовую решетку, на которой выстраиваются болиды в 2 колонны.
  • Расстояние между позициями составляет 8 м.
  • С 18 по 24 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 1-й сессии гонок квалификации.
  • С 11 по 17 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места во 2-й сессии гонок квалификации.
  • С 1 по 10 позиции достаются гонщикам, занявшим такие же места в 3-й сессии гонок квалификации.
  • Из двух гонщиков, показавших одно и то же время на любой из сессий, предпочтение отдается пилоту, показавшему это время раньше.
  • Лучшую позицию отдают гонщикам, начавшим, но не закончившим быстрый круг.
  • Далее занимают позиции гонщики, начавшие, но не закончившие прогревочный круг.
  • Если на одно место претендуют более 1 гонщика, его занимают в порядке номеров.
  • Сразу перед гонкой налагаются штрафы в том порядке, в каком технические делегаты получили сведения от команд о нарушениях.

Подготовка к старту

  • За 30 мин. до старта, после открытия пит-лейна, гоночные авто занимают соответсвующие места на стартовой решетке. Моторы заглушены. Гонщик может сделать несколько кругов для ознакомления, но не заезжать на стартовую решетку нельзя.
  • За 17 мин. звучит сирена. Значит через 2 мин. закроют пит-лейн.
  • За 15 мин. до старта происходит закрытие пит-лейна. Затем звучит второй сигнал. Болид, который не выехал из пит-лейна, стартует после первого круга пелотона (всей группы гонщиков). Включается стартовый светофор с 5-ю парами красных сигналов.
  • За 10 мин. до старта звучит сигнал и включается табло. Стартовую решетку покидают все, кроме гонщиков, механиков и официальных лиц.
  • За 5 мин. до старта звучит сигнал, гаснет 1-я пара красных ламп. Начинается обратный отсчет. Машины, не поставленные на колеса к этому времени, будут стартовать из пит — стопа или из дальней точки стартовой решетки.
  • За 3 мин. до старта звучит сирена. Пилоты должны пристегнуться ремнями безопасности. Выключается вторая пара красных сигналов.
  • За 1 мин. до старта подается звуковой сигнал. Выключается 3-я пара красных ламп. Техники покидают стартовую решетку до того, как зазвучит 15 секундный сигнал. Двигатели должны быть заведены.
  • За 15 секунд до старта прозвучит сигнал. Осталась всего 1 пара красных ламп. Если у какого-либо болида возникнут проблемы, пилот поднимает руку, и сзади него встают маршалы с желтыми флагами для предупреждения других пилотов.

Старт

Для старта Гран-При, правила Формулы 1 имеют свои нюансы. Гаснут последние красные сигналы. Включаются 2 зеленых сигнала, затем машины на 30 сек. уходят на прогревочный круг, после чего зеленые сигналы гаснут.

После проезда по прогревочному кругу авто снова встают на свои прежние стартовые места с включенными двигателями. В течение 5 сек. по очереди загораются все пары красных ламп. Через секунду они все одновременно гаснут, и начинается гонка.

  • Фальстарт карается штрафной задержкой в пит-стопе на 10 сек. или заездом в пит-лейн.
  • В случае отмены старта загораются зеленые сигналы светофора. Машину с проблемами откатывают на пит-лейн,после того, как остальные снова уедут на прогревочный круг.
    Оранжевый мигающие сигналы включают, если старт нужно отложить после того, как машины уже выехали на прогревочный круг, но еще не начали гонку.
  • Если дождь начался за 5 мин. до старта, старт откладывают на неопределенное время, или на время замены резины.
  • Если дождь идет, но старт не отменяют, то перед болидом поедет машина безопасности, а проверочный круг отменяется.
  • Из-за погодных или других условий гонку могут остановить.

Финиш

По правилам Формулы 1, для того, чтобы закончить гонку, лидеру показывают клетчатый флаг. Следующие за ним пилоты также заканчивают гонку и уезжают в закрытый парк.

При преждевременном показе клетчатого флага гонку все-таки считают законченной, а гонщику засчитывают результаты предыдущего круга.

Если показ флага задержался, гонку считают также законченной, а гонщику, как и в предыдущем случае, засчитывают результаты предпоследнего круга.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!